Ни для кого не секрет, что знания сегодняшнего школьника о мире похожи на «лоскутное одеяло», состоящее из отдельных предметов школьной программы. Поэтому как межпредметная, так и внутрипредметная интеграция способствует развитию активной познавательной деятельности школьника, формирует целостную картину мира, понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
В ГОУ СОШ № 930 г. Москвы накоплен большой опыт проведения интегрированных уроков, разработана система интегрированных уроков по основным учебным предметам и организационные основы их проведения. Вот некоторые примеры таких уроков.
Примеры и краткая характеристика интегрированных уроков.
6 класс (Интеграция биологии и литературы, авторы Александрова В.П., Короткова О.К.). Сквозь волшебный прибор Левенгука (по стихотворению Н. Заболоцкого). (Раздел Клеточное строение растений). В интересной поэтической форме Н. Заболоцким рассказывается о возможностях удивительного прибора – микроскопа. Литературный материал дополнен историей изобретения микроскопа, его строением, умениями пользования, лабораторными работами.
7 класс (Интеграция географии, биологии, экологии, авторы Александрова В.П., Малютина И.С.). Кругосветное путешествие (Зоогеграфия). (Обобщающий урок зоологии) Путешествуя по странам и континентам, ребята узнают о многообразии животных, особенностях их строения и жизнедеятельности в зависимости от условий обитания. Особое внимание уделяется редким и исчезающим видам, причинам их исчезновения.
8 класс (Интеграция биологии, литературы, психологии, авторы Короткова О.К., Александрова В.П.). Темперамент. Характер. Личность (по страницам зарубежной литературы). Изучение темы Темперамент. Характер. Личность. (Психологические особенности личности) проходит не очень интересно, но объединив усилия учителей биологии и литературы, можно на практике посмотреть значение темперамента и характера в судьбе человека, роль воли в формировании характера. Урок посвящается известному драматургу У. Шекспиру (сроки изучения этой темы примерно совпадают с днём рождения и смерти Шекспира – 23 апреля). При изучении литературных произведений учитель и ученики характеризуют образ героя. Что должна содержать характеристика? Прежде всего, темперамент. Темперамент рассматривают на примере Гамлета и Отелло. На примере «Трёх мушкетёров» рассматривается вопрос - может ли людей с разными темпераментами объединить общее дело?
8 класс (Интеграция физкультуры и биологии, авторы Александрова В.П., Либман Ю.Г.). Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы. (Опорно-двигательная система). Двухчасовой урок проводится в кабинете и спортзале.
10 класс (Интеграция биологии, литературы, музыки, ИЗО, авторы Короткова О.К., Александрова В.П.). Природа: храм или мастерская? (урок деловая игра). (Образы природы в художественных произведениях и народном творчестве).
10 класс (Интеграция биологии, экологии, обществознания, авторы Александрова В.П., Малютина И.С. ). Экология Московского Столичного Региона (деловая игра). (Живой мир в литературе). Урок построен в форме суда над человеком. Перед проведением урока классы были поделены на деятельностные группы: Судьи, Пострадавшая – Природа, Обвиняемый – Человек, Адвокат, Прокурор, Экологи, Зоологи, Ботаники, Медики, Промышленники, Ответственные за ООПТ и т.д.
Каждой группе надо было не только представить подготовленный материал, но и выработать свою позицию по рассматриваемой теме в рамках судебного процесса. В конце урока группа «судьи» дала оценку работы всего класса, каждой отдельной группы, самостоятельно подвели итоги изученного материала и, конечно, вынес приговор. Данный урок имел большой эмоциональный заряд, он дал возможность многим детям проявить свои способности в изложении материала, отстаивании своих мнений, артистизме. Многие учащиеся открылись с новой стороны, неизвестной до этого момента учителям.
Урок нов не только по своей структуре, но и по видам работы учащихся. На этом уроке ребята показали навыки самостоятельной работы в течение двух уроков. Такая форма проведения занятия дала возможность для самовыражения, самореализации и творчества учащихся, способствовала более полному раскрытию их способностей.
11 класс (Интеграция биологии, истории, литературы, авторы Александрова В.П., Короткова О.К.). Генетика совести (нравственный выбор человека). Предметом изучения на этом уроке является история генетики. Урок посвящён научному и гражданскому подвигу Н.И. Вавилова, а окунуться в ту эпоху позволило произведение В. Дудинцева «Белые одежды».
11 класс (Интеграция биологии и химии, авторы Мануйлова Т.С., Александрова В.П.). Белки. Химические свойства. Роль в организме. Достаточно известный, почти академический, урок, который ещё раз доказывает эффективность интегрированного обучения.
11 класс (Интеграция биологии, химии, экологии, авторы Мануйлова Т.С., Александрова В.П. ). Использование минеральных удобрений в сельском хозяйстве. 10 класс. Данный урок позволил одновременно повторить основы ботаники (роль удобрений в жизни растений), химии (формулы и химические свойства удобрений) и экологии (экологические проблемы, связанные с неправильным внесением удобрений).
Уроки, разработанные в соответсвии с требованиями ФГОС второго поколения.
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода.