Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не
может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как
угрозу дикой природе и загрязнение. Наиболее важным является то,
что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы
должны изменить в себе, чтобы выжить…..
Л.К. Колдуэл.
Человечество вступило в XXI век обременённое грузом экономических, политических и социальных проблем, главной из которых является экологическая проблема. Не случайно XXI век наречён мировым сообществом «веком окружающей среды» в отличие от прошедшего «столетия экономики».
Решение всех этих проблем выпадает на долю сегодняшних школьников. И, оттого как будет построено экологическое образование, формирование ценностных приоритетов у детей во многом зависит будущее человечества.
Постановка экологического образования в рамках только естественнонаучного подхода, как показывает педагогическая практика, не может дать качественный результат: экологическое воспитание невозможно без культурного компонента. Неоценимую помощь в данной работе может оказать многолетний накопленный народом опыт природопользования, воспитания экологических ценностей у юных поколений, чувственно-эмоционального отношения к природному окружению. Культура народа являет собой пример материальной и духовной адаптации этноса к окружающему миру, включая традиции и обычаи народной экологии и народной педагогики. Такой опыт не должен предаваться забвению, а, проходя через призму инновационных педагогических технологий, воспроизводиться в современной школе. Но как выстроить вектор: культурный опыт прошлого – экологическое воспитание в современном обществе? Над решением этой проблемы работают многие школы как в крупных мегаполисах, таких как Москва, так и в регионах страны. Интересен в этом отношении опыт средней общеобразовательной школы №930 города Москвы, работающей в режиме городской экспериментальной площадки по теме «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента».
Работа учителей-новаторов строится в следующих направлениях:
Эколого-этнографический музей «Живуны» в 2003 году был удостоен звания Лауреата в городском конкурсе школьных краеведческих музеев, посвященном 150 - летаю В.А. Гиляровского и Гранта Москвы за инновационые технологии в образовании. Название музея означает «родник», «источник», «начало чего-либо». Но, кроме символического значения, данное название имеет и реальную основу. На территории школы находится уникальный природный источник родник «Холодный», который очень почитается местными жителями, изучается и оберегается учениками школы. Сам же музей занимает отдельный кабинет и холл. Музейное пространство поделено на несколько отделов различных по своему назначению и содержанию. Здесь можно побывать в московской избе, найти применение свом творческим возможностям, заняться самообразованием, да и просто пообщаться. Созданное в музее развивающее и этнокультурное пространство позволяет эффективно и многофункционально использовать музейный потенциал.
В процессе работы над проектами учащиеся не только изучают историю родного края и его экологические проблемы, но и приобретают умения формулировать цели и задачи, выстраивать план работы, прогнозировать рабочую гипотезу, делать выводы и предложения, решать поставленные проблемы. Приобретённые навыки оформления научных исследований, работа с источниками информации, библиография могут пригодиться при дальнейшем обучении в средних и высших учебных з аведениях.
Средняя общеобразовательная школа № 930 является базовой экологической школой района «Тёплый Стан». В результате совместной скоординированной работы коллектива школы и работников управы района организована деятельность по уходу за ландшафтом, мониторингу окружающей среды, организации праздников для учащихся и их родителей, участию в «экологическом ликбезе» для взрослого населения микрорайона – пропаганде здоровьесберегающего образа жизни.
В Настоящее время в Москве наблюдается повышенный интерес к созданию и организации работы экологических троп. Очень популярна у москвичей тропа на «Воробьёвых горах», с участием школьников создана и работает тропа в «Измайлово», «Хамовниках» и т. д.
Но создать такую тропу не просто, так как это сопряжено с большими организационными и финансовыми трудностями, к тому же посетить её можно не в любое время: она не доступна зимой, в осенние дожди и т. д. Поэтому ученики школы начали работу по созданию тропы с метода экологического моделирования. Используя современные компьютерные технологии, была создана виртуальная модель, которую можно изучить, апробировать, просчитать целесообразность остановок и финансовые вложения, а затем уже поэтапно переносить в природную среду. И даже после создания реальной экологической тропы компьютерная модель поможет организовать интересную экологическую деятельность в течение круглого года. К тому же использование виртуальной экологической тропы уменьшит рекреационную нагрузку на природную среду, и даст возможность детям подготовиться к выходу в природу. Идея создания экологической тропы в «Тропарёво» вызвала горячий отклик руководителей управы, местных жителей, общественных организаций. В настоящее время готовится совместный план работы учеников школы и работников лесничества «Тропарёво».
Психо-педагогическая оценка показала, что использование инновационных методов обучения способствует принятию учеником поставленной цели как личностно значимой. Превращение же его в субъекта собственной деятельности по достижению этой цели, повышает уровень сознательности и эффективности усвоения знаний, составляет базу общего развития ребенка, развитие его способностей и основных новообразований возраста.
Как верно отмечал В.Д. Шадриков, «При личностно-значимом обучении, связанным с личностно-значимым содержанием, объясняющим бытие самого ученика, последний не может не быть активным».
В результате проведенной работы со школьниками по формированию у них экологического сознания были получены следующие результаты:
Таким образом, мы можем сказать, что музейная педагогика повышает мотивацию обучения, пробуждает интересы к самообразованию. Воспитывает интерес к родному краю.
Музейная педагогика позволяет сделать образование более интересным, зрелищным, доступным ученику с любым уровнем знания, даёт возможность проводить деловые игры и создавать проблемно-ролевые ситуации.