Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики в полиэтнических школах

(из опыта работы педагогов ГОУ СОШ №930 города Москвы)

 

В.П. Александрова, учитель биологии, зам. директора по ЭД, Н.Т. Гуревичева, руководитель школьным музеем «Живуны», Н.П. Теплякова, учитель литературы, Л.А. Зыкова, учитель начальных классов, Н.В. Петрушина к.п.н., педагог-психолог.

 

Родина начинается с традиций……

 

 Массовая миграция населения как внутри страны и СНГ, так и в международном  масштабе стала реальностью. Тысячами переезжают люди в поисках лучшей жизни в крупные города, привозя с собой не только вещи и бытовую утварь, но и элементы национальной культуры, традиций, языка.       В  многомиллионной Москве проживают представители различных стран и народов. Не все диаспоры  чувствуют себя комфортно, да и москвичи не всегда рады гостям. Мы всё чаще сталкиваемся с непониманием, враждебностью в отношениях между людьми, становимся свидетелями  страшных проявлений религиозной и национальной нетерпимости.

Уже никого не удивить полиэтническим составом московских школ (полиэтническими они называются, если более 15% их школьников – дети мигрантов). Соответственно, у школы появляется новая, очень актуальная миссия: воспитывать культуру полиэтнического общения. От школы во многом зависит, как некоренные жители Москвы будут относиться к её природным и культурным богатствам; кем чувствуют они себя в большом городе: «временщиками», вандалами, инертными обывателями или частью живого организма Москвы, разделяя ответственность за принимаемые действия или решения.

         В полиэтнической школе утверждает себя новый контекст экологического образования. Оно не сводится к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривает весь спектр отношений к природе, к человеку как части природы, его культуре как концентрированному опыту взаимодействия с окружающим социоприродным миром – то есть выходит в области экологии человека и социальной экологии в надпредметную область взаимодействия естественных и гуманитарных школьных предметов.   

         Выстраивая экологическое образование в полиэтнической школе, учитель задумывается над целым рядом вопросов: Как строить эколого-воспитательный процесс  в таком сложном поликультурном (полиэтическом) пространстве? Поможет  или навредит эколого-этнографическое образование и без того сложным межнациональным отношениям? Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство традиций бережного отношения к природе, доказать, что у экологических проблем нет национальности?

          Мы считаем, что в экологическом образовании неизбежен путь полиэтнокультурного погружения. Ведь в культуре каждого народа – многолетний накопленный веками опыт природопользования, эколого-коммуникативной культуры совместного проживания разных народов, воспитания нравственных и экологических ценностей у юных поколений, чувственно-эмоционального отношения к природному окружению. Культура народа – результат и средство адаптации этноса к окружающему миру. Она включает традиции и обычаи народной экологии и народной педагогики по воспитанию бережного отношения к своему окружению. Такой опыт не должен предаваться забвению. Преломляя через призму инновационных педагогических технологий, его необходимо воспроизводить в современной школе. Но как выстроить вектор: культурный опыт прошлого – экологическое воспитание в  современном обществе?

         Большую роль в формировании экологической культуры школьников, их этнокультурной самоидентичности и поликультурной толерантности может сыграть школьный краеведческий  музей.

            Не случайно в последнее время в Москве  отмечается повышенный интерес к созданию школьных музеев и разработке принципов музейной этнопедагогики. По данным городского методиста по музейному делу И.В. Иксановой, в городе в настоящее время успешно работает более 1000 школьных музеев по 16 тематическим направлениям. Из них краеведческие, этнографические и естественно-научные занимают более 30 %.

Совершим виртуальную экскурсию по одному из таких музеев. Эколого-этнографический музей «Живуны» СОШ №930 стал лауреатом  городского конкурса школьных краеведческих музеев, посвященного 150 – летию В.А. Гиляровского и получил грант Москвы за инновационные технологии в образовании. В октябре 2007 года музейный комплекс и библиотека школы представляли Россию на Международном фестивале «БиблиОбраз». Название музея означает «родник», «источник», «начало чего-либо». Но, кроме символического значения, данное название имеет и реальную основу. На территории школы находится уникальный природный источник родник «Холодный». Он почитается местными жителями, изучается и оберегается учениками школы. Сам же музей занимает отдельный кабинет и холл.

Музейное пространство поделено на несколько отделов, различных по своему назначению и содержанию.

         Первый отдел  «Моя малая Родина» состоит из четырёх стендово-витринных экспозиций.

         Стенд «Жизнь на Земле» посвящён возникновению и развитию жизни на планете. В его основу положена геохронологическая таблица, иллюстрированная палеонтологическими, морфологическими и другими доказательствами эволюции.

         Стенд «Человек и природа» посвящён теории антропогенеза и рассказывает о «первых шагах» человека по Земле. Подчеркивается, что прошлое у всех народов – общее. Не случайно, у многих народов есть мудрость: прежде чем обидеть человека, подумай о том, что он может быть твоим родственником. Мы все имеем общие кровные корни… Именно в древности формировался первый опыт воздействия Человека разумного на окружающую среду, а следовательно, появлялись и экологические проблемы, связанные с деятельностью человека. В музейной экспозиции они рассматриваются на примере нашего края.

         Так от первых поселений людей до настоящего времени под их воздействием  в природе Подмосковья произошли серьёзные изменения. В результате интенсивной вырубки деревьев общая площадь лесов и болот сократилась с 98% до 40%. Осушение болот вызвало обмеление и изменение гидрорежима московских рек, многие из которых до XIX века были судоходными. Это привело к изменению ландшафта. Многовидовые и устойчивые экосистемы первичных лесов сменились маловидовыми, подверженными резким колебаниям численности видов, вторичными лесами, полями, населёнными пунктами. На смену пойменным лесам и болотам пришли пойменные луга. Исчезли многие лесные и водно-болотные виды животных и растений, а их место заняли синантропные виды и виды, переселяющиеся с Юга страны. Так, обычными синантропными видами Подмосковья стали сизый голубь, городской воробей, серая крыса, ворона, галка, а  постоянными  спутниками человека – домовая мышь, рыжий таракан, фараонов муравей. С развитием земледелия увеличилась численность вредителей сельскохозяйственных растений. А осушение земель и потепление климата способствовали  переселению южных видов животных и растений. В Подмосковье можно встретить сейчас жаворонков, грачей, зайца-русака.

         За последнее тысячелетие с территории Подмосковья по вине человека исчезло 10 видов рыб, 13 видов птиц и один вид млекопитающих, многие виды сегодня находятся на грани исчезновения. Мы все в ответе за это. Решить эти экологические проблемы можно только сообща, не враждуя, а объединившись. Мы все в одной лодке, межнациональная рознь перед лицом экологических проблем не оставляет шанса на выживание никому.

         На стенде «Москва сквозь века» показана история развития древней Москвы, которая изначально была многонациональной, благодаря чему город и процветал.

         Стенд «Моя малая Родина» завершает экспозицию. На нём  отражена история района «Тёплый Стан», показана местная флора и фауна, особое внимание в экспозициях стенда уделено экологическим и социальным проблемам района.

Второй отдел - «Мир московского дома». Цель его - воспитать уважение к культурным традициям московской земли. Здесь воссоздан интерьер традиционного жилища – избы с использованием подлинных предметов быта, что даёт представление об укладе жизни коренных жителей. Здесь можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта. Познавая «через руки», посетитель чувствует предмет народной культуры как вещь целесообразную, защищающую, помогающую существовать в гармонии с природой. В «русской избе» проводятся «Зимние посиделки» праздники Масленицы, уроки москвоведения и экологии. И, глядя на фотографии, как за одним столом сидят русские, армянские, грузинские, корейские дети, хочется  верить, что понимание и дружба, заложенные в детстве, сохранятся и в будущем.

         Рядом с фрагментом интерьера «Русская изба» создан макет современной городской квартиры. Интерьеры избы и квартиры служат основой для глубокого и всестороннего изучения экосистемы жилья человека.

         Условия жизни в древнерусской избе, которая в таком виде просуществовала вплоть до конца XIX века,  были не совсем благоприятными для здоровья людей. Дым, копоть и холод во время топки печи «по-чёрному» доставляли обитателям дома много неприятностей. Земские врачи того времени отмечали большое количество заболеваний глаз и лёгких у жителей «чёрных» изб. В лютые холода в доме содержали домашних животных, что тоже отрицательно сказывалось на здоровье людей.

         Вместе с тем, изучая вопросы  гигиены одежды и обуви, структуры жилья и качества стройматериалов, экологии питания, можно во многом  позавидовать древнерусскому человеку, которого окружали экологически чистые материалы и продукты.

         Перед тем как перейти в следующий отдел музея, надо сказать, что до сих пор посетитель был гостем, который слушал, воспринимал и изучал. А с переходом в другие  отделы музея он уже включается в активные действа.  

          Третий отдел - «Будущее своими руками». Здесь всем присутствующим задаётся вопрос: «Что бы вы хотели видеть и что бы вы могли сделать для своего района, округа, города?» Ученикам начальных классах, например, предлагают повесить свои пожелания (это могут быть рисунки, поделки, «голуби мира») на «Дерево желаний». А учащиеся средних и старших классов – экологические, этнографические или эколого-литературные проекты. Наиболее удачные детские работы и полученные за них  награды также нашли своё место в экспозиции. Вот некоторые примеры:

 

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (Научные руководители: Зыкова Л.А., авторы: Славская Анастасия,  Кисловская Екатерина, 4 кл.)

·        Диплом второй степени «Ярмарка идей на  Юго-Западе» (2007 г.)

«Родник холодный. История и современность» (Научные руководители: Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., авторы: Рябова Елена, Костикова Анна, 11 кл.)

·                     Лауреат XII Московской городской научно-практической конференции учащихся «Постижение истории» (2004 г.);

·                     Диплом третьей степени на XII Всероссийской конференции туристко-краеведческого движения «Отечество» (2004г.)

«Виртуальная модель экологической тропы «Прогулки по Тропарёво» (Научный руководитель Александрова В.П., консультант Гуревичева Н.Т., авторы: Горбов Павел, Серганов Анатолий, 11 кл.).

·        Лауреат V окружного молодёжного эколого-краеведческого фестиваля «Родная Земля» (2007 г.)

 «Использование биоиндикации в экологическом мониторинге и моделировании города будущего». (Научный руководитель: Александрова В.П., автор: Бурцева Мария, 11 кл.)

·                     Золотая медаль и первое место на Окружной Олимпиаде экологических проектов (1999г.)

·                     Бронзовая медаль и третье место на Городской Олимпиаде экологических проектов (1999г.)

·                     Диплом первой степени в конкурсе «Шаг в будущее Москва» (2000г.)

«Исследование психофизиологических особенностей старшеклассников для оптимизации профориентационной работы» (научный руководитель Александрова В.П., автор: Феоктистов Григорий, 11 кл.)

·                     Лауреат IX Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского (2002г.)

«Диагностика желудочно-кишечных заболеваний в СШ № 930 города Москвы и разработка компьютерной программы с целью оптимизации питания школьников» (Научные руководители Александрова В.П., Бутрякова Н.П., авторы: Григорьева Мария, Носов Сергей, 9 кл.)

·                     Лауреат X Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского (2003г.)

 «Тёплый Стан в жизни в творчестве Ф.И. Тютчева» (Научный руководитель Теплякова Н.П., автор Гайдукова Ольга, 11 кл.);

·                     Диплом 1 степени городской конференции «Отечество» в рамках  IX фестиваля «Юные таланты Московии»(2006 г);

          

         Четвёртый отдел - «Музейная мастерская». Это – прикладная зона музея, в которой создана уютная досуговая среда, располагающая к творческой работе: вышивке, моделированию и пошиву русского костюма, изготовлению предметов народного быта, оберегов, изучению народных промыслов и ремёсел. В этом отделе работает сменная выставка детских поделок.Примерные темы выставок: «Обереги в жизни разных народов», «Русский чай», «Народные промыслы», «Экологические традиции разных народов»…

            Пятый отдел – «Справочно-информационный». Надо сказать, что музей создан и работает на базе библиотеки. Поэтому здесь представлена краеведческая художественная и научно-популярная литература, справочные и периодические издания, фонотека, фонд видеофильмов, коллекции репродукций картин русских художников. Основное назначение этого отдела – развитие интереса к дальнейшей самостоятельной работе с книгой и другими источниками информации.

         Школьный музей – центр общего и дополнительного образования нашей школы и школ округа. 

         На базе музея работают клубы «Экос», «Юный экскурсовод», а также кружки «Юный москвовед», «Книгочея», «Живулечка». Участники клубов и кружков совместно с педагогами разрабатывают и проводят экскурсии, ориентированные на весь многонациональнй контингент школьников и родителей. Здесь же организуются встречи с интересными людьми, выставки детских работ, проводятся уроки  экологии, истории, москвоведения, музыки, ИЗО,  внеклассные музыкальные гостиные, творческие вечера. В результате постоянной совместной творческой работы в музее школьники получают возможность раскрыть свою индивидуальность, неповторимость ума, сердца, характера. Это воспитывает уважение к личности каждого человека, независимо от его национальности или вероисповедания, учит искусству общения, терпимости, без которых невозможно дальнейшее существование в окружающем мире.

         Таким образом, по своей функции музей является не только и не столько музеем в традиционном смысле этого слова, сколько учебным, информационным и досуговым центром, где можно изучать российскую культуру, общаться, заниматься самообразованием. В общем, здесь есть всё то, что так необходимо современной школе, расположенной в мегаполисе.

Остановимся более подробно на некоторых примерах работы.

Проект «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» разрабатывался в начальной школе под руководством учителя начальных классов Зыковой Л.А. Целью данной работы являлось изучение эколого-коммуникативных традиций разных народов, проживающих в Москве.

Российская столица  испокон веков была многонациональным городом. Чрезвычайно выгодное географическое положение города, удобное речное сообщение привлекало внимание большого количества иноземцев практически с основания Москвы. В результате археологических раскопок в Москве были найдены арабские монеты середины IX века, что свидетельствует об её  широких связях со Средней Азией и Арабским Востоком. Активно шла торговля и с западными странами. Как писал историк И.Е. Забелин, Москва стала «добрым мостом-распутьем для сообщения во все стороны и во все края старинных народных сношений». Часть иноземцев оседали в Москве. В XIV веке в стольный град прибывает много итальянцев, которых здесь называют фрягами или фрязинами (отсюда известные топонимы Фрязино, Фрязево, Фряново – название мест, где они селились). Итальянцы  преимущественно были пушечными мастерами, строителями каменных зданий и крепостных стен, ювелирами. Новая родина относилась к ним уважительно: итальянцы удостаивались дворянского звания, им дозволялось приобретать земли в окрестностях Москвы.

Ещё раньше москвичи познакомились с греками: их поселение заняло пространство между соседствующими с Кремлём улицами Никольской и Ильинкой. Об их пребывании в городе напоминает греческий монастырь Святого Николы, возведённый в XIV веке, а в XVII веке возникла уже греческая слобода. Греки в Москве служили священниками и помогали местным православным пастырям переводить на русский язык церковные книги. Но в основном они занимались ремеслом и торговлей. Кроме того, их мастера участвовали в создании фресок, которые украсили Успенский собор Кремля. Среди них были известные нам Максим Грек, Ховрины-Головины, развернувшие в Москве каменное строительство. Потомки  грека Стефана Васильевича оставили по себе в русской истории благодарную память, ибо на свои средства строили палаты каменные в Кремле.

Уже при Иване Грозном за Яузой образовалась Немецкая слобода, в которой жили англичане, французы, голландцы, испанцы, шведы и другие иностранцы христианского происхождения, названные немцами (немыми), поскольку они не изъяснялись по-русски.

С тюркоязычными народами славяне вступали в различные взаимоотношения с ранних времён. Татарская слобода известна в Москве с XV века. В ней жили переводчики-толмачи, ремесленники, торговцы, погонщики табунов, пригонявшие в Белокаменную степных коней. До настоящего времени существуют татарские улицы и переулки. С  XV по  XVII века образовались поселения армян и грузин. Исторической справедливости ради следует сказать, что трения на религиозной и национальной почве возникали и тогда, но в целом местное население с большим расположением относилось к селившимся в Москве инородцам.

Проведя подробные историко-краеведческие исследования, ребята пришли к следующим выводам:

v     Селившиеся в Москве иноземцы внесли большой вклад в строительство города и развитие торговли, ремёсел, просвещения. Многие улицы и районы города названы в их честь (район Лефортово, названный  именем адмирала Франца Лефорта, улица Грузинская,  Армянский  переулок и т. д.). На протяжении всей истории Москвы народы, её населявшие, умели жить дружно, не доводя возникавшие у них разногласия до межнациональных конфликтов.

v  Русская культура, традиции, верования имеют много общего с культурами тех народов, которые проживали в Москве, что доказывает совместное проживание и общение народов.

v   История взаимоотношения разных народов должна помочь в формирования сегодняшних межнациональных отношений.

 

В работе над данным проектом участвовал  весь класс совместно с родителями, поэтому этот проект можно считать семейным. В процессе подготовки проекта учащиеся не только изучали историю Москвы, костюмы и традиции разных народов, но и познакомились с особенностями национальной культуры тех ребят, которые обучаются в классе. Вот одно из сочинений на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

 

Иногда я думаю: «Почему в мире так много войн, почему люди враждуют друг с другом? Разве нельзя жить мирно?» Так как живём мы – я и мои одноклассники. В нашем классе учатся дети разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, молдаване, азербайджанцы, осетины, итальянцы. Но мы даже не задумываемся кто какой национальности, нам хорошо и весело вместе. Мы много ездим на экскурсии, разные конкурсы. А какие весёлые и интересные мы проводим праздники! И даже хорошо, что мы разных национальностей, ведь так мы много узнаём интересного, нового о культуре других народов. Одна из моих лучших подруг осетинка, от неё я узнала как вкусны осетинские пироги – хабижены.

Я думаю, что взрослым надо брать пример нас – детей. Потому что мы предпочитаем вместе веселиться, а не выяснять отношения.

 

Ученица 4-А класса.

 

Ряд учителей школы используют музейную базу для проведения интегрированных экологических уроков. Учитель литературы Теплякова Н.П. урок  «Тема родного дома в поэзии Есенина. Есенинская Русь» (10 класс) проводит в интерьерах русской избы.

Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий. «Страна березового ситца» породила яркого, самобытного поэта. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.                      

Александр Блок после встречи с 19-летним крестьянином Рязанской губернии Сергеем Есениным отметил в записной книжке:

«Стихи его свежие, чистые, голосистые...»

- Откуда же свежесть? – От рязанских полей.

- Откуда же голосистость? – От народных песенников.

-Откуда же многословность? – От богатства библейских и фольклорных источников.

Любовь к Родине питала поэтический талант Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», - признавался Есенин.

Село Константиново – родина Сергея Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, просматриваются такие необъятные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.

     Несказанное, синее, нежное...

    Тих мой край после бурь, после гроз,

     И душа моя – поле безбрежное –

     Дышит запахом меда и роз.

Детство поэта прошло в доме деда, куда он с двух лет был отдан на воспитание.

В семье заботились о развитии добрых нравственных качеств в ребенке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. С младенчества Есенин внимал волшебным сказкам, став постарше, слушал из уст матери (Татьяны Федоровны) народные песни. Дед Федор Андреевич тоже любил петь старинные песни.

В доме самой читаемой книгой была Библия. В праздники всей семьей отправлялись на богомолье. Красота церквей, соборов не могла не тронуть душу ребенка. Купола золотом сияли на солнце, величественно возносились в бездонную синь неба, гармонично вписываясь в зеленое окружение лесов и лугов.

Может быть, уже в ту пору в чувствах и сознании мальчика закладывалось представление о нерасторжимой близости человека и природы. Природа у Есенина – божественный храм, в ней – «ночных небес иконостас», звезды – «лампадки небесные», «хаты» - в ризах образа». Эта выраженная поэтически связь земли и неба создает образ единого вселенского храма – храма природы, человеческой души, прекрасного храма мироздания.

Природный мир как бы проник и в крестьянскую избу.

Изба крестьянская.

                                                         Хомутный запах дегтя.

  Божница старая,

                                                        Лампады кроткой свет.

     Как хорошо,

   Что я сберег те

                                                    Все ощущения детских лет.

В своих стихах Есенин с поражающей достоверностью показывает мир крестьянской избы. Анализируя стихотворение «В хате», учитель не только рассказывает, но и показывает устройство избы и предметы русского быта.

 Дверь в избу небольшая, низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы холод с улицы меньше проникал в жилище. В избе обычно была одна комната. Почти половину ее занимала печка. В одном углу напротив печки всегда стоял большой стол. Около него – длинные деревянные скамейки. Этот угол назывался красным, т.е. красивым, там обязательно висела икона с зажженной перед ней лампадкой, в другом углу размещались необходимые в хозяйстве предметы.

Внутренне убранство избы нехитро:

Печь с заслонкою (железный лист с ручкой, закрывающий выходное отверстие (устье) русской печи). В ней нити попелиц (попелища – зола). В печурке (так называется углубление в боковой стене печи, куда ставят еду, чтобы она долго оставалась теплой) – поспевают драчёны (запеченные лепешки на молоке и яйцах из пшеничной каши или картошки). К печи прислонены ухваты (приспособление на длинной деревянной ручке для подхватывания посуды, чтобы поставить ее в печь или достать оттуда). На лавке махотка (вид горшка) с парным молоком. У порога – дёжка (кадка) с квасом.

Тут же предметы крестьянского труда. В скатых (с наклоном) сенях (так называется в деревенской избе помещение между жилой частью дома и крыльцом) оглобли сохи, хомуты.

Крестьянская изба – это не просто жилище, это целая Вселенная. Здесь все взаимосвязано: человек – это часть всего живого; здесь все живут одной большой дружной семьей, в которую входят кошка, щенки, и куры, и петухи, поющие за окном обедню.

Таким образом, крестьянская изба со всеми предметными деталями ее внешнего облика и нехитрого внутреннего убранства становится олицетворением «Мирового дерева» - корни которого – земля, а вершина – небо. Изба становится стержнем связи неба и земли, человека, природы и вечности.

 «Все от дерева – вот религия мысли нашего народа», - писал Есенин в философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» (1919 г.)

«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узоров, это великая значная эпопея... назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. «Я еду к тебе, в твои пастбища», - говорит нам мужик, запрокидывая голову конька в небо.

Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. «Известно, что петух встает вместе с солнцем, он известный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти поры зерна труда моего».

Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе».

Вглядитесь в цветочное узорье наших крестьянских простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы и ветви.

«Дерево ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и в этом скрыт глубокий смысл. Дерево – жизнь. Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода – есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою. Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина».

(Связь земного и небесного – важнейшая особенность философии Есенина, его представлений о мире и о человеке).

 Таким образом, в мировоззрении Есенина органично объединились два начала – христианское и крестьянское. Крестьянский образ жизни олицетворял земной рай, был адекватен царствию небесному.

В поэзии Есенина природные процессы уподобляются предметам и явлениям деревенского быта, крестьянского труда. Деревенский облик имеет вся Вселенная. До Есенина такого взгляда на природу в литературе не было.

Выводы:

Природа для поэта – сосредоточие красоты. Она увидена как бы впервые, свежим детским взглядом. Опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной. В поэзии Есенина поражает дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частью всего живого. Образы природы в его стихах живут и дышат.

У каждого дерева свой индивидуальный облик – березки – прекрасные юные девушки.

Черемуха также ассоциируется с молодостью, весной.

Рябина – олицетворение зрелости, увядания, несет мысль о неизбежности смены старого новым, мысль о краткости и величии жизни.

Но любимый образ – клен – он становится двойником поэта и проживает вместе с ним целую жизнь.

Чувство нерасторжимой связи с родной землей, природой, народом, его творчеством, убежденность в том, что родная земля и есть земное воплощение божества (олицетворение земного рая, царствия небесного) – вот чем была вскормлена поэзия Есенина.

Есенин видел, как в наступающем индустриальном веке причастность человека к его корням утрачивается, человек оказывается отстраненным от природы, чуждым ей. Возвратить человеку его утраченное восприятие гармонии мира, вернуть человека в его родимый дом, вернуть людям радость общения с миром естественной красоты – вот в чем видел Есенин высшее предназначение своей поэзии.

Важной частью общей экологической культуры является формирование ценностного отношения к природному окружению. Экологические проблемы не знают разделения по национальности и вероисповеданию, они едины для всех. Поэтому с большим интересом все учащиеся нашей школы занимаются разработкой и реализацией экологических проектов. Примером такого проекта может служить проект «Виртуальная модель экологической тропы «Прогулки по Тропарёво».

В настоящее время в Москве наблюдается повышенный интерес к созданию и организации работы экологических троп. Очень популярна у москвичей  тропа на «Воробьёвых горах», с участием школьников создана и работает тропа в «Измайлово», «Хамовниках» и т. д.

         Но не всегда можно организовать экскурсию учащихся школы, ещё труднее создать такую тропу, так как это сопряжено с большими организационными и финансовыми трудностями. Используя современные компьютерные технологии, творческий союз учителей, учащихся и родителей  создали виртуальную модель экологической тропы «Прогулки по Тропарёво», которую можно изучать в музее или в учебном кабинете.

         Данная модель экологической тропы полностью основана на содержании регионального компонента и существует в нескольких версиях, различающихся по формам, методам и использованию в педагогической практике.

 

 

Версия

Использование

Видеофильм

Использование на уроках экологии, географии, москвоведения, классных часах с целью ознакомления и обсуждения экологических проблем региона (5-11 кл.)

 

Презентация

Представление школы на сайтах, совещаниях, конференциях.

 

Мультимедийный тест

Экологическое образование и контроль знаний(9-11 кл.).

Блокнот-памятка для мобильного телефона

Популяризация экологических знаний через ИКТ(5-9 кл.).

Реальная экологическая тропа в "Тропарёво"

 

(в перспективе)

Работа в естественной экосистеме. Организация уроков и экскурсий в природной среде (1-11 кл.).

 

 

        Все версии имеют единую структуру содержания, представленную следующими блоками:

1.     Введение.

2.     Рекреационная нагрузка.

3.     Биоразнообразие .

4.     Водоёмы. Их роль в экосистеме.

5.     Памятники природы.

6.     Памятники истории.

7.     Биоиндикация.

8.     Характеристика природной и городской среды.

9.     Антропогенное воздействие.

10. Заключение.

       В основе всех версий – видеоряд. Скорость восприятия иллюстративной информации многократно превосходит скорость восприятия текста. Это связано с особенностями визуального восприятия информации человеком. Зрительные образы в виде природных или графических объёктов воспринимаются целиком и непосредственно заносятся в долговременную память без промежуточного преобразования в понятия, как это происходит с текстом. В целом использование таких видео-учебников позволяет не только наполнить курс экологии региональным содержанием, но и повысить уровень и скорость усвоение учебного материала.

 

         Для того чтобы оценить результаты музейной этнопедагогики, конечно, недостаточно указать на успеваемость по предмету и качество знаний. Для того, чтобы определить результаты воспитательной работы, мы использовали современные методики, разработанные в области экологической    психодиагностики   и    коррекции  авторами С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным.

           В результате исследования, проведенного среди подростков   нашей школы, было показано, что 85 % учащихся считают человека частью окружающего мира и соответственно – частью природы. За годы работы музея в поведении стали чаще отмечаться поступки, связанные бережным отношением к природе и к человеку. Изменилось в положительную сторону общее отношение к природе, которое стало  эмоционально окрашенным, и из пассивно-безразличного и потребительского  стало более осмысленным и активным. Было отмечено снижение показателей школьной дезадаптации: конфликтности, агрессивности, неуправляемости, улучшились коммуникативные навыки подростков. На более высокий уровень вышли показатели эмпатии. Вырос уровень познавательной активности, связанный с объектами природы и культурным наследием.

         Таким образом, мы можем сказать, что  музейная педагогика повышает мотивацию обучения, пробуждает интересы к самообразованию, снижает межнациональную конфликтность, воспитывает любовь к краю, в котором ребенок живет.

          

Литература:

 

1.С.Д. Дерябо. В.Я. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2.Москва многонациональная: Сборник / сост. В.Ф. Козлов, - М: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московский учебник» 2006.

3.Петрушина Н.В. Психолого-педагогическая поддержка эколого-этнографического образования подростков (с элементами социально-психологического тренинга).  Сборник материалов научно-практической конференции. М.2006.

  

Hosted by uCoz