«Ученик - не сосуд, который надо наполнить
знаниями, это факел, который надо зажечь».
Согласно концепции Л.С. Выготского, человеку для своего личностного и духовного развития необходимы специальные искусственные приспособления – знаковые системы. В процессе взаимодействия с ними человек овладевает собственными психическими процессами и развивается. Знаковые системы как культурно обусловленные инструменты развития индивида не просто дают нам некоторое представление о мире, а порождают в нас новый личностный опыт, определённые состояния и качества, которых без нашего взаимодействия с ними быть не могло.
Используя знаки и символы, человек научился шифровать информацию для сохранения её и передачи последующим поколениям. Глиняные дощечки и берестяные грамоты постепенно сменились книгами, которые и по сей день, остаются основными источниками знаний. Книга или учебник является главным носителем информации и для современных школьников. Но количество информации стремительно растёт. Без преувеличения можно сказать, что мы живём в век информации. И, от того, насколько она доступна, как будет изложена в учебнике, во многом зависит результат работы педагогов.
Соответствуют ли сегодняшние учебники всем необходимым требованиям? К сожалению, нет. Многие авторы пошли по простому пути увеличения объёма информации в учебнике. Причём, в основном, материал представлен в текстовом формате, что приводит к значительной перегрузке и плохой усвояемости учебного предмета, он плохо структурирован и мало пригоден для самостоятельной работы учащихся. Я уже не говорю о межпредметном соответствии как в содержательном, так и временном аспектах.
Особенно актуальны данные проблемы для экологического образования, так как содержание предмета экологии во многом смыкается, а иногда и дублирует другие предметы естественнонаучного цикла, поэтому экологическое образование не может оставаться только теоретическим. Экологическое образование должно включать в себя «элементы действия»: экскурсии, наблюдения, практикумы, учебное проектирование, экологическое моделирование и т. д.
Если же таковые элементы и имеются в современных учебниках, то они являются, как правило, подтверждением теоретических знаний и законов, хотя для формирования учебных и социальных компетенций у учащихся необходимо выстроить вектор «от эмпирических знаний к теоретическим выводам».
Хочется задать вопрос, аналогичный предыдущему: соответствует ли программное и методическое обеспечение по предмету экология поставленным задачам? Конечно же, нет. А изучение регионального компонента (о котором так много говорят) вообще оставлено на откуп учительской фантазии и смекалки.
Учителями-экспериментаторами, работающими в рамках ГЭП по теме «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента», накоплен интересный опыт по реализации поставленных задач. Рассмотрим некоторые примеры.
В настоящее время в Москве наблюдается повышенный интерес к созданию и организации работы экологических троп. Очень популярна у москвичей тропа на «Воробьёвых горах», с участием школьников создана и работает тропа в «Измайлово», «Хамовниках» и т. д.
Но не всегда можно организовать экскурсию учащихся школы, ещё труднее создать такую тропу, так как это сопряжено с большими организационными и финансовыми трудностями. Используя современные компьютерные технологии, творческий союз учителей, учащихся и родителей создали виртуальную модель экологической тропы «Прогулки по Тропарёво».
Данная модель экологической тропы полностью основана на содержании регионального компонента и существует в нескольких версиях, различающихся по формам, методам и использованию в педагогической практике.
(в перспективе) |
Познакомимся поближе с некоторыми из версий. Видеофильм экологической тропы построен в форме прогулки по лесопарковой зоне Тропарёво и содержит видеофрагменты экскурсий, проводимых учащимися, фотографии, текст. Каждый структурный блок заканчивается вопросами для обсуждения. Общее время трансляции видеофильма составляет 25 минут, оставляя время учителю для вступительного слова и последующего обсуждения.
Скорость восприятия иллюстративной информации многократно превосходит скорость восприятия текста. Это связано с особенностями визуального восприятия информации человеком. Зрительные образы в виде природных или графических объёктов воспринимаются целиком и непосредственно заносятся в долговременную память без промежуточного преобразования в понятия, как это происходит с текстом. В целом использование таких видео-учебников позволяет не только наполнить курс экологии региональным содержанием, но и повысить уровень и скорость усвоение учебного материала.
Во вступлении авторы рассказывают о целях и задачах экскурсии, маршруте, плане работы, истории образования ландшафтного заказника «Тропарёво». Затем выбирают тропинку, по которой они пойдут и, сразу же обращают внимание на густую сеть протоптанных дорожек. В процессе дальнейшего рассказа авторами обсуждаются проблемы влияния уплотнения почвы на рост и развитие растений, жизнедеятельность почвенных беспозвоночных, соотношение процессов нитрификации и денитрификации.
Изучение биоразнообразия ландшафтного заказника «Тропарёво» строится не только на представлении фотографий, видеофрагментов и описаний живых организмов, но и прослушивании голосов птиц, показ фрагментов работы с определителями. При характеристике водоёмов авторы подробно рассказывают и показывают пруды и реки «Тропарёво».
Излюбленным местом отдыха для горожан является разместившийся в центре парка пруд. Он является искусственным сооружением, созданным в результате постройки дамбы в русле реки Очаковки, которая относится к малым рекам. Сейчас в Москве сохранилось 150 малых рек и ручьёв, а когда-то их насчитывалось несколько сотен. В обывательском представлении река – вместилище воды. Но если посмотреть с экологической точки зрения, она тесно связывает две экосистемы – водную и наземную. Во-первых, это водоём с его сложной жизнью, во-вторых – пойма или долина, рельеф, подземные воды, растительность, почвы. Получается система с обратными связями. По зелёному коридору реки Очаковка попадают в заповедник многие зверьки. Например, ондатра. Есть в пойме и горностай. Пока пойма сохраняется как экосистема, как среда обитания ондатры, норки, хорька, то такие переносчики многих болезней, как крысы, будут появляться только временно.
Уникальным памятником природы «Тропарёво» является Родник «Холодный» (Сергия Радонежского). Вода родника привлекает многих. Сюда люди едут издалека. Очередь за водой не прерывается ни на минуту. Люди, которые пьют воду из источника уже не первый год, утверждают, что вода лечебная. В очереди за живой водой они рассказывают немало прелюбопытных историй о врачевании водой из родника.
Никто не знает, когда появился родник. Однако существует предание, будто шести столетий тому назад в этих местах проходили Благодатный Воспитатель и Заступник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. Начался сильный дождь, и он укрылся от него под могучим дубом. Вдруг раздался гром, сверкнула молния, она коснулась дерева, обуглила его и расщепила ствол до самого корня. Преподобный остался невредимым, а из расщепленного корня вырвался ключ. Он бьет и поныне. А легенда, передаваемая из уст в уста, тоже сохранились в памяти народной. Учащиеся школы ведут проектно-исследовательскую работу по мониторингу качества воды в роднике и состоянию окружающей среды, ухаживают за родником и территорией, прилегающей к нему.
Через Тропарёвский лесопарк в 1941 году проходил городской оборонительный рубеж. И, прогуливаясь по дорожкам парка можно увидеть конусообразные и прямоугольные ямы. Это следы траншей, разорвавшихся бомб и оснований блиндажей. И было бы несправедливо, если бы тема обороны Москвы не нашла своего отражения в видео версии экологической тропы «Прогулки по Тропарёво».
Вопросы биоиндикации рассматриваются на примере лихеноиндикации и альгоиндикации. Хочется отметить, что
при подготовке материалов для экскурсий учащиеся использовали проекты, разработанные участниками школьного научного
общества. Вот некоторые примеры:
«Родник холодный. История и современность» (Научные руководители: Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., авторы: Рябова Елена, Костикова Анна).
Не прошли, конечно же, молодые исследователи мимо антропогенного воздействия на ландшафтный заказник. Повторяя правила поведения в лесу, ребята показали примеры мусорных свалок, кострищ, эрозии почвы.
При определении характеристик природной и городской среды использованы видеофрагменты автомобильных дорог, новостроек, рынков, прилегающих к природному комплексу, а также видеофрагменты и звуки природы, иллюстрированные музыкой П.И. Чайковского «Времена года» и стихами Ф.И. Тютчева.
В заключение видео рассказа авторы подвели итог, показав изменения, произошедшие в природе Подмосковья под воздействием человека с момента появления первых поселений до настоящего времени.
В отличие от видеофильма мультимедийный тест «Пройди по экологической тропе» содержит вопросы и задания, давая возможность учителю оценить полученные знания. Вот некоторые из заданий:
В почве «трудится» громадное количество бактерий, которые переводят свободный азот и азот органических
соединений в минеральные формы, доступные для поглощения растениями. Этот процесс называется нитрификацией.
Нитрифицирующие бактерии (Nitrosomonas europaea, Nitrobacter winogradskii и др.) являются аэробами. Поэтому рыхление почвы
способствует минерализации азота и улучшению питания растений. Уплотнение же почвы вызывает обратный процесс –
перевод азота из минеральной в газообразную форму, который протекает в анаэробных условиях (денитрификацию).
Такое уплотнение ведёт не только к уменьшению количества кислорода в почве, но и потерю азота из-за преобладания процессов
денитрификации.
Какая стадия в цепи превращений химических веществ соответствует процессу денитрификации:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
N2 | – NO | – NO2 | – HNO3 | – KNO3 | – N3 |
Ответ: 5.
Ответ: 1.
За последнее тысячелетие с территории Подмосковья по вине человека исчезло 10 видов рыб, 13 видов птиц и 1 вид млекопитающих, многие виды находятся на грани исчезновения; в Красную книгу Московской области занесено более 700 видов растений, животных и грибов. Назовите основную причину исчезновения видов:
Ответ: 3.
Красная книга Москвы, как и все другие, не ставит задачу принятия специальных мер по сохранению на территории города чуждых местной природе видов растений и животных, которые были интродуцированы сюда намеренно или случайно. Такая позиция в отношении чужеродных видов обусловлена тем, что их внедрение в состав местной флоры и фауны влечёт за собой нарушение естественных процессов функционирования и развития природных сообществ и может привести к их деградации. Наглядным примером может служить прочно обосновавшийся в Москве представитель кавказской флоры борщевик Сосновского, подавляющий естественную луговую растительность. Выберите вид рыб, инродуцированный в Москву и приносящий большой вред водным экосистема города:
Ответ: 3.
Совершая прогулки около водоёма в разные времена года, вы, наверное, заметили, что зимой вблизи водоёма теплее, а летом прохладнее. Почему? Летом, вода нагревается и забирает тепло из окружающей среды, вызывая охлаждение окружающего воздуха. Зимой же вода кристаллизуется (замерзает) и выделяет тепло.
Рассчитайте количество тепла поглощаемого из окружающей среды водоёмом, если количество воды в нём 1500 т, а вода нагрелась на 2 градуса.
Ответ: Q = cmt; (Q = 3 000 000 000 Дж ).
Ответ: 4.
За проект жилого комплекса в Сент-Луисе архитектор Миноури Яисаки получил в 1951 г. Премию Американского института архитектуры.
В 1972 г. 15 июля в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе (штат Миссури) этот огромный жилой комплекс из стекла и металла был снесен
с лица земли как очаг преступности и причина распада социальных связей.
Найдите признаки агрессивной среды:
Ответ: 2.
Ответ: 5.
Данный комплект методических разработок ИКТ можно использовать для организации дистанционного обучения, а так же обучения детей с ограниченными физическими возможностями.
В рамках работы ГЭП авторами Александровой В.П., Гусейновым А.Н., Нифантьевой Е.А. под редакцией член-корр. РАО Захлебного А.Н. разработан экологический лабораторно-полевой практикум по теме «Изучение водных экосистем города». Данное учебное пособие рекомендовано для профильных экологических классов старшей и средней школы и будет опубликовано в издательстве «Владос» в июне 2007 года тиражом 10 тысяч экземпляров.
Практикум базируется на многолетнем опыте проектной и научно-исследовательской деятельности авторов и содержит общепринятые методики гидрофизических и гидрохимических анализов воды и биоразнообразия водных экосистем, а также оригинальные авторские разработки по геоэкологии, биоиндикации, социальной экологии, а также психоэмоциональному восприятию окружающей среды.
В настоящее время в системе школьного образования большую популярность получил проектный метод обучения. Он вооружает учащихся современными, иногда очень сложными методиками исследований, учит видеть проблему, выстраивать план работы, формулировать рабочую гипотезу, самостоятельно работать с информацией. Современные детские проекты иногда можно сравнить с диссертационными научно-исследовательскими работами. Но при всех позитивных результатах данного направления работы надо признать, что мало проектов находит практическое применение, а самое главное нет серьёзных изменений в сознании учащихся. Приобретённые навыки научных исследований не влияют на развитие экологического сознания и мышления.
Авторы данного учебного пособия ставят целью не только предложить разнообразные методики исследований, позволяющие провести комплексную оценку водных экосистем города, но и создать условия для активной деятельности учащихся и развития экологического мышления.
В главе «Эмоционально-психологическое восприятие», с позиций аудио и видеоэкологии, проводится сравнение городской и природной среды, даётся понятие агрессивной среды, изучается влияние природных факторов на психологическое здоровье человека. В этом же разделе раскрываются понятия бытийного и дифицитарного отношения к природе. Например, можно любоваться букетом полевых цветов в вазе, а можно научиться любоваться цветущим лугом, не вторгаясь в живую природу.
В первом случае мы приводим пример дифицитарного отношения к природе, а во втором случае человек рассматривается как часть бытия. Как могут пригодиться эти знания на практике? Внимательно рассматривая имеющуюся рекламу, можно сделать выводы, что, изображая на плакатах птиц в руках человека, автор подсознательно развивает дифицитарное отношения к природе. Изучив теоретическую часть данного вопроса, учащимся предлагается провести социологическое исследование и на его основе разработать примеры экологической рекламы, рассчитанной на молодёжную аудиторию или на людей старшего возраста.
В главе «Изучение влияния деятельности человека на водные экосистемы» представлены методики определения вреда кострищ, различных видов мусора на окружающую среду, виды эрозий и признаки эродированности почв.
Практикум построен в режиме лабораторно-полевых занятий и содержит не только комплекс вопросов и заданий для учащихся, но и необходимый информационный материал в рефлексивных формах «что надо вспомнить?» и «что надо запомнить?».
В начале учебного пособия содержатся инструкции по технике безопасности в природной среде и лабораторных условиях, а также методические рекомендации по написанию и оформлению проекта.
Результатом комплексного изучения водных экосистем может стать разработка и утверждение экологического паспорта водоёма, бланк которого размещён в данном учебном пособии.
При желании силами школьников можно провести паспортизации всех водоёмов города, оказав тем самым большую практическую помощь департаменту природопользования.
Закончить статью мне хотелось бы словами того же автора, цитатой которого я начала разговор о проблемах
современного экологического образования. Саморазвитие ребёнка через «медиаторы культуры», подготовленные
преподавателем (Л.С. Выготский) – перспективное направление модернизации экологического образования.
Литература.