Красоту надо
Создавать в себе, тогда
Она и вокруг нас появится.
Л.Л. Кокоулин
Средством приобщения современных школьников к народной мудрости может стать изучение не только фольклорных произведений, но и творчества писателя, имеющего глубокие национальные корни.
Л.Л. Кокоулин, современный российский писатель, в своих произведениях ставит важные нравственные проблемы. Одна из них – по необходимости передачи культурно-исторического опыта, традиций народов подрастающему поколению.
Родной сибирский край стал истоком и основной темой творчества Л. Кокоулина. В своих произведениях он проводит мысль о том, что многовековое тесное взаимодействие человека с природой послужило основой формирования эстетических и этических воззрений народов Сибири, началом многих воспитательных традиций.
«Все мы на земле сродственники» - в этом афоризме выражена суть авторской концепции мира и человека: преклонение перед жизнью, восхищение красотой природы, близость к родной земле. Эти особенности художественного мира писателя корнями уходят в народную мудрость, в традиции устного народного творчества.
Предлагаем вашему вниманию пример того, как можно использовать воспитательный потенциал произведений Л.Л. Кокоулина в экологическом образовании школьников.
Читательская конференция по повести «Затески к дому своему» была проведена для учащихся 7-ых классов и ставила задачи интеграции этнопедагогического и экологического знания. Целью проведения конференции было не только расширить природоведческий, исторический, литературный кругозор детей, но и на примере взаимоотношений героев повести, отца и сына Смоляниновых, показать народную педагогику в действии – как с детства в человеке воспитывалось умение общаться с окружающей средой, бережно относиться к природе, осознавать свою ответственность перед ней.
Во вступительном слове к беседе уместно сказать, что секрет самобытности творчества писателя, его светлого, яркого, радостного восприятия жизни – в его корнях. Сибирский корень Л. Кокоулина берет свои живительные силы от предков – землепроходцев, удивительных людей, отдавших свой темперамент, талант, ратный опыт на благо Российского государства. Среди них – Павел Кокоулин, соратник Семена Ивановича Дежнева, основатель большого сибирского рода писателей.
В повести «Затески к дому своему» писатель отобразил свое сибирское детство, показывая взаимоотношения героев, выразил те нравственные заветы, которые впитал от отца и матери – чувство долга, почитание семьи, уважение ко всему религиозному и человеческому опыту, которым отец охотник делится с маленьким сыном, размышляя вместе с ним о самых важных вопросах мироздания, о сути и смысле жизни человеческой. Одновременно ребенок приобщается к миру природы, видит и начинает понимать ее целесообразность, порядок, нарушать который непозволительно никому.
В начале беседы просим ребят поделиться своими мыслями о поставленных в произведении духовно-нравственных проблемах:
Читая повесть, мы понимаем, насколько красива и богата наша земля и как ей нужен рачительный, мудрый, трудолюбивый хозяин.
Можно провести среди учащихся «Состязание знатоков»:
Выполнение подобных заданий расширяет историко-природоведческий кругозор школьников, развивает познавательную активность, учит наблюдательности, пробуждает интерес к изучению родного края, воспитывает представление о природе как универсальной ценности для человека. Какие из названных вами трав растут в нашем крае? Какие звери, рыбы обитают в наших лесах и водоемах? Как следует к ним относиться?
Отвечая на эти вопросы, школьники через понимание значимости растений, животных в жизни человека приходят к осознанию необходимости сохранения этого многообразия.
Герои повести Л. Кокоулина живут в гармонии с природой, понимают ее язык, они определяют стороны света по стволам деревьев, время – по солнцу и звездам, по теням на снегу, погоду – по небу («Небо – душа всего»).
В конце беседы необходимо обратить внимание детей на яркий, выразительный язык писателя, впитавший традиции народного творчества. Текст повести буквально пронизан пословицами, поговорками и не менее яркими авторскими афоризмами.
Проведем конкурс «Закончи пословицу»:
Подведем итоги. В повести Л.Л. Кокоулина ярко прослеживается мысль о том, что для предков сибиряков природа была родным домом, покровителем и воспитателем. Жизнь в тесном единении человека с природой способствовала укреплению здоровья, развивала наблюдательность, воспитывала чувство прекрасного, формировала нравственные качества (патриотизм, гражданственность, трудолюбие, уважение к памяти предков, национальным традициям). В свою очередь, осознавая всю ответственность перед природой, наши предки передавали от поколения к поколению заветы уважительного и бережного отношения к ней.
Спросим у ребят, как после обсуждения изменилось их понимание смысла названия повести.
Затески к дому – это путь к своим истокам, это осознание того, что чувство Родины начинается с любви к родному краю, к родному дому, к близким людям.
Такие книги, как «Затески к дому своему», нужно прочитать в детстве, когда формируется чувство Родины, национальной гордости, когда закладывается та любовь к отчему краю, которая поможет выстоять на всех поворотах судьбы.
Восстановить утраченное единство, гармонию между человеком и природой возможно только путем
воспитания в молодом поколении чувства заботливого, бережного хозяина. Знание экологических
традиций и культуры своего народа, законов народной педагогики – необходимые условия
решения этой задачи.