Организация проектно-исследовательской деятельности, развитие познавательной и творческой активности учащихся на базе школьного кабинета-музея.

Теплякова Н.П., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №930 ЮЗАО г. Москвы.

Одним из положительных признаков нашего времени является открытость современной педагогической системы, которая позволяет использовать нетрадиционные формы и методы обучения в общеобразовательном процессе.

Школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования. Являясь продолжением аудиторного курса, обучение музейными средствами имеет ряд дополнительных преимуществ:

  1. наглядность и предметность в постижении основ наук,
  2. создание эстетически-значимой и эстетически-воспитывающей среды,
  3. реализация принципа непрерывности образования.

Музейная педагогика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся, становлении гражданственности, воспитании нравственных норм и эстетических вкусов, дает возможность для проявления творческой активности, позволяет обучить школьников навыкам исследовательской работы.

Личность, общество, культура, экология - вот те базовые ценности, вокруг которых выстраивается образовательная, воспитательная, исследовательская практика школьного музея «Наследие». Выбор направлений деятельности не случаен. Школа №930 находится в уникальном уголке природы - рядом заповедная лесная зона, уникальный источник «Холодный», по легенде, освященный Сергеем Радонежским, неподалеку - усадьба Троицкое, в которой прошло детство замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева.

Идея создания в школьном кабинете литературы музея появилась благодаря знакомству с писателем П.Д. Алексеевым, автором книги «Теплый Стан: история и современность», из которой ребята узнали об уникальной истории своего района. Литературно-краеведческий музей стал плодом общих усилий, совместного творчества учителя, учеников и их родителей, которые вместе собирали и изготавливали экспонаты. Так в музейной экспозиции появилась старинная Библия, собрание сочинений И.А. Гончарова 1898г. издания с авторским портретом и факсимиле, гравюры из журнала «Московский телеграф» за 1828 г. Консультативную помощь оказала научный сотрудник государственного музея «Бородинская панорама» Татьяна Александровна Капустина. Помимо стендово-витринной экспозиции, в музее воссоздан уголок дворянской усадьбы, имеется справочно-информационный отдел с богатой библиотекой. Оснастить музей всеми необходимыми современными технологическими средствами (телевизор, компьютер) помогли руководство школы и родительская общественность.

Музей самым непосредственным образом включен в учебно-воспитательный процесс. Музейное пространство дает широкие возможности для проведения разных типов уроков, в том числе и интегрированных. Не традиционность форм обучения и наглядность изучаемых объектов, а также живое общение учащихся с предметами исследований способствуют концентрации внимания, создают положительный эмоциональный фон для более эффективного восприятия материала. Музей работает по педагогической концепции, в основу которой заложены идеи целостности, систематичности, непрерывности образования. Работа, начатая на уроке, продолжается во внеурочное время. Здесь проводятся тематические и обзорные экскурсии, разработанные самими учащимися, проходят заседания литературного кружка, литературные праздники, встречи с интересными людьми.

Опыт интеграции музея в образовательно-воспитательном процессе был представлен на городском семинаре «Использование развивающих и здоровьесберегающих технологий в образовании учащихся». Методические разработки и рекомендации по проведению в музее уроков и внеурочных мероприятий опубликованы в журналах «Экологическое образование» (№4 2006), «Литература в школе»» (№5 2006), «Библиотечная газета».

Школьный музей - это преимущественно музей детского творчества и детского труда, а потому что ключевыми для характеристики его деятельности являются слова «поиск», «открытие», «творчество». Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является проектный метод .

Основными требованиями к использованию метода проектов является наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи. Собирание музея неизбежно влечет за собой погружение в историю.

Стремление лучше узнать историю Теплого Стана, выявить влияние, оказанное на творчество Тютчева впечатлениями юности, проведенной в Троицком, разработать экскурсионный маршрут по тютчевским местам в Теплом Стане, пополнить фонды музея - вот что явилось основным стимулом для начала поиска.

Тему исследовательской работы «Теплый Стан в жизни и творчестве Тютчева» выбрали сами ребята.

В научно - методической литературе подробно освещены принципы организации проектно-исследовательской деятельности, и она широко используется как действенный способ включения учащихся в процесс самообразования, совершенствования умений и навыков самостоятельной работы, повышения уровня знаний и эрудиции, формирования культуры научного исследования. Необычность нашей проектно-исследовательской работы заключалась в том, что она имела надпредметный характер, позволила школьникам приобрести не только интеллектуально-теоретический, но и непосредственный личностный контакт с изучаемым материалом, имела важную социальную значимость.

Исследовательская работа состояла из пяти этапов:

Этапы проектно – исследовательской работы.

  1. Подготовительный этап:
    Выявление и постановка проблемы Формирование гипотезы
    Планирование и разработка исследовательских действий
    Определение форм выражения проектной деятельности
    Привлечение научных сил
  2. Поисковый этап:
    Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы
    Экскурсионно-экспедиционная деятельность с фиксацией результатов поиска
  3. Обобщающий этап:
    Обработка собранного материала
    Оформление результатов проектной деятельности
    Подготовка и создание проекта
  4. Заключительный этап:
    Публикация проекта
    Презентация работы
  5. Реализация проекта:
    Итоговый этап

Подготовительный этап включал в себя выдвижение рабочей гипотезы, создание творческих групп, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности, планирование исследовательских действий, определение форм выражения итогов проектной деятельности. На этой стадии работы учащиеся познакомились со специальной исторической, краеведческой, искусствоведческой литературой. Формой подачи являлись лекции учителя и реферативные сообщения самих детей. При этом широко использовались возможности справочно-информационного отдела музея и школьной библиотеки.

Юные исследователи выдвинули рабочую гипотезу о том, что именно родовая усадьба Троицкое являлась поэтической колыбелью Тютчева, что столь свойственное поэту чувственное восприятие окружающего мира было вызвано юношескими переживаниями и воспоминаниями, связанными с пребыванием в усадьбе, что в стихотворениях Тютчева не раз воплощается Троицкое как идеализированный мир, с которым связан его поэтический дебют.

На поисковом этапе сбора и систематизации материалов использовались разнообразные исследовательские методы: работа в библиотеках и архивах, экскурсии, встречи с интересными людьми, экспедиционный сбор материала. '"Отправной точкой исследования стало посещение недавно созданного в Москве музея - мемориальной квартиры Ф.И. Тютчева в Армянском переулке и знакомство с его заведующей Н.К. Кузнецовой.

Экскурсии в музей предшествовал подробный инструктаж и разработка плана беседы, обдумывание вопросов и интересующих тем. В ходе беседы детьми проводилась письменная запись. Важно, чтобы весь собранный материал был зафиксирован и обработан. Анализ собранной информации необходим уже на начальном этапе, т.к. поможет откорректировать план дальнейшего поиска.

Из беседы с Н.К. Кузнецовой ребята узнали о большой работе, проведенной в городе к 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева: отреставрирован дом в Армянском переулке, на Профсоюзной улице (на том месте, где Тютчевы делали остановку на Калужском шоссе по пути в Троицкое) создана мемориальная Тютчевская аллея, в Троицком открыт памятник поэту.

Следующей точкой поиска стала поездка в Государственный музей-усадьбу «Мураново». Здесь ребятам удалось собрать очень интересный материал, в том числе и архивный (завещание бабушки поэта, согласно которому подмосковное Троицкое перешло отцу Федора Ивановича И.Н. Тютчеву), а также приобрести редкое издание, во многом определившее дальнейшее направление поиска - «Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева», - составленная группой сотрудников музея-усадьбы «Мураново» под руководством Г.Г. Динесман.

Очень важным для ребят стало также посещение Центрального муниципального архива г.Москвы, знакомство с фондами и беседа с его директором В.В. Костылевым.

Ребятам удалось найти план Троицкого 1826г., узнать о дальнейшей судьбе усадьбы. План был скопирован и доработан с соответствии с задачами исследования.

Завершала поисковый этап экспедиция в Троицкое.

Великий немецкий поэт, старший современник Тютчева, Иоганн Вольфганг Гете оставил нам такое изречение: «Тот, кот хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Для Ф.И. Тютчева таким уголком земли, где происходило становление его как человека и поэта, было подмосковное село Троицкое. Ребята ходили по тем же тропинкам, по которым гулял юный поэт, слагая свои первые стихи, и фиксировали сохранившиеся здесь до наших дней архитектурные и природные памятники - храм Животворящей Троицы, каскадные пруды, 200-летний дуб, липовую аллею, дубраву, воспетые Тютчевым в своих стихотворениях.

Атмосфера Троицкого произвела на детей неизгладимое впечатление. Стихи поэта и память о нем оказались долговечней камня.

Обобщающему этапу исследования предшествовало индивидуальное обсуждение с учащимися итогов экспедиционных исследовании - их интерпретирование полученного материала, дальнейшие пути работы. Такие беседы помогают связать в единое целое полученные школьниками знания, определить отношение к исследуемой проблеме.

Далее каждая творческая группа приступила к реализации своей формы выражения итогов проектной деятельность.

Одна группа составила « Летопись усадьбы Троицкое», включив в неё найденные в ходе поиска материалы.

Другая группа на основе литературоведческого анализа ранней лирики Тютчева приступила к обоснованию гипотезы о том, что один из основных архетипов, из которых развился чудесный поэтический мир Тютчева, был заложен в Троицком.

Третья группа подготовила постер с представленным на нем планом усадьбы Троицкое, на котором были указаны сохранившиеся и исчезнувшие объекты.

На данном этапе работы важное значение имеет управление реализацией проекта - постановка конкретных задач на разных этапах исследования, корректирование хода проектной деятельности, консультации в освоении используемых материалов - как собранных в ходе экспедиции, так и литературы по данному вопросу, организация взаимодействия внутри групп, контроль результатов выполнения поставленных задач.

Современные информационные технологии стали действенными инструментом для совершенствования поисковой деятельности. Особое внимание было уделено созданию мультимедийной презентации, которая может быть использована для проведения уроков и заочных экскурсий.

Итогами работы стало представление ее результатов на заседании кружка, а затем - защита проекта на научно-исследовательской конференции «Отечество» (удостоен диплома I степени).

Проведение данной работы позволило учащимся овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы, почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности, научиться методам и приемам научного исследования, стать пропагандистами в значимой для себя области знаний. Кроме того, работа имела осязаемый практический результат - были существенно пополнены фонды музея, разработана новая экскурсионная программа.

Но не это главное.

«Нет ничего более человечного в человеке, чем связывать прошлое и настоящее», - писал Ф.И. Тютчев.

Причастность к прошлому воспитывает чувство ответственности за него, приводит к пониманию того, что без прошлого не было бы настоящего и будущего.

Осознание уникальности уголка природы, воспетого Тютчевым, ставшего для него истоком вдохновения, подвело ребят к мысли о необходимости сохранения этого природного, культурного и исторического памятника. Значительно возрос интерес детей к проблеме охраны природы и эколого-гуманитарной деятельности. Традиционным стало проведение экологического дня на территории лесопарка, сейчас идет разработка проекта экологической тропы в лесном заповеднике «Тропарево».

Наша теплостанская земля связана и с трагическими страницами недавнего прошлого. Здесь проходила линия обороны Москвы. У многих школьников дедушки и бабушки участвовали в Московской битве. Знакомство со своей родословной послужило толчком к созданию ещё одного проекта-альманаха творческих работ «Спасибо за жизнь!» (диплом II степени смотра-конкурса «Москва на пути к культуре мира»). Так из истории семьи вырастает история большой страны, возникает та самая кровная связь, с которой начинается ощущение родины. Можно сказать, что наш школьный музей благодаря сотворчеству учеников и учителя стал небольшим исследовательским центром, участвующим в диалоге поколений и культур.

Деятельность музея отвечает самой глубинной человеческой сути -потребности в творческой самореализации, поэтому потенциал музейной педагогики безграничен.

Hosted by uCoz