Использование краеведческих музеев в эколого-этнографическом образовании

В.П. Александрова, учитель экологии СОШ № 930 г. Москва

Н. Т. Гуревичева, заведующая школьным музеем СОШ № 930 г. Москва

Родина начинается с традиций

В последние годы, когда мы всё чаще сталкиваемся с непониманием, враждебностью в отношениях между людьми, когда мы являемся свидетелями страшных проявлений религиозной и национальной нетерпимости, одной из важнейших проблем общества становится воспитание в людях уважения к человеческой личности, к культуре и традициям разных народов.

Следствием межнациональной розни, разгула преступности, терроризма является массовая миграция населения как внутри страны и СНГ, так и в международном масштабе. Тысячами переезжают люди в поисках лучшей жизни в крупные города, привозя с собой не только вещи и бытовую утварь, но и элементы национальной культуры, традиций, языка.

В нашей многомиллионной столице проживают представители различных стран и народов. Не все диаспоры в Москве чувствуют себя комфортно, да и москвичи не всегда рады гостям. Проблемы взаимоотношений между этносами тесно связаны со многими социальными и экологическими аспектами. Например, как относятся некоренные жители Москвы к её природным и культурным богатствам? Кем чувствуют они себя в городе: «временщиками» или вандалами, инертными обывателями или частью живого организма Москвы, разделяя ответственность за принимаемые действия или решения?

Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие негативные явления. И, входя в многонациональный класс, учитель, так или иначе ставит перед собой ряд вопросов: Как строить воспитательный процесс в таком сложном и многоликом городе? Поможет или навредит эколого-этнографическое образование и без того сложным межнациональным отношениям? Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе?

Лучшее средство вступить в мир народной культуры - это понять его обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, прочувствовать этические принципы. Но, невозможно научить уважать традиции других народов, не зная собственных.

Большую роль в экологическом и этнографическом образовании, а так же в воспитании школьников с позиций толерантности, может сыграть школьный краеведческий музей. И, не случайно, в последнее время в Москве отмечается повышенный интерес к созданию школьных музеев и разработке принципов музейной педагогики.

Так, по данным городского методиста по музейному делу Т.В. Иксановой, в городе в настоящее время успешно работает 728 школьных музеев по 16 тематическим направлениям. Из них краеведческие, этнографические и естественно-научные музеи занимают более 30 %.

Мы предлагаем вам заочную или, как сейчас говорят, виртуальную эскурсию по одному из таких музеев.

Эколого-этнографический музей «Живуны» СШ №930 был удостоен (вания Лауреата в городском конкурсе школьных краеведческих музеев, посвященном 150 - летаю В.А. Гиляровского и Гранта Москвы за инновационые технологии в образовании. Название музея означает «родник», «источник», «начало чего-либо».Но, кроме символического значения, данное назвние имеет и реальную основу. На территории школы находится уникальный природный источник родник «Холодный», который очень почитается местными жителями, изучается и оберегается учениками школы. Сам же музей занимает отдельный кабинет и холл.

Музейное пространство поделено на несколько отделов различных по своему назначению и содержанию.

1 отдел «Москва сквозь века» состоит из четырёх стендово-витринных экспозиций:

2 отдел «Мир московского дома».

В отделе воссоздан интерьер русской избы с использованием подлинных предметов быта, что даёт представление об укладе жизни русского человека. Здесь можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта. Познавая «через руки», посетитель чувствует предмет народной культуры как вещь целесообразную, защищающую, помогающую существовать в гармонии с природой. В "русской избе" проводятся «Зимние посиделки» праздники Масленицы, уроки москвоведения и экологии. Богатая экспозиция музея предоставляет широкие возможности для раскрытия проблемы взаимовлияния и взаимодействия культур разных народов. Ведь издавна в Москве проживали представители многих национальностей И, глядя на сидящих за одним столом русских, армянских, грузинских, корейских детей. Хочется верить, что понимание и дружба, рожденные в детстве, сохранятся и в будущем.

Перед тем как перейти в следующий отдел музея надо сказать, что до сих пор посетитель был гостем, который слушал, воспринимал и изучал. А с переходом в другие интерактивные отделы, его роль становится более деятельной. Достаточно сказать, что следующий 3 отдел называется "Будущее своими руками". Здесь всем присутствующим задаётся вопрос: «Что бы вы хотели видеть и что бы вы могли сделать для своего района, округа, города?» В начальных классах, например, предлагается повесить свои пожелания (это могут быть рисунки, поделки, «голуби мира» ) на «Дерево желаний», а средние и старшие школьники разрабатывают и представляют к внедрению экологические, этнографические и литературные проекты. Наиболее удачные проекты и полученные награды так же нашли своё место в экспозиции.

4 отдел «Музейная мастерская» - прикладная зона музея, где создана уютная досуговая среда, располагающая к творческой работе: вышивке, моделированию и пошиву русского костюма, изготовлению предметов народного быта, оберегов, изучению народных промыслов и ремёсел. В этом отделе работает сменная выставка детских поделок. Примерные темы выставок: «Обереги в жизни разных народов», «Русский чай», «Народные промыслы», «Экологические традиции разных народов»...

В результате постоянной совместной творческой работы в музее школьники получают возможность раскрыть свою индивидуальность, неповторимость ума, сердца, характера. Это воспитывает уважение к личности каждого человека, вне зависимости от его национальности или вероисповедания, учит искусству общения, без которого невозможно дальнейшее существование в окружающем мире.

5 отдел - «Справочно-информационный». Надо сказать, что музей создан и работает на базе библиотеки. Поэтому здесь представлена художественная и научно-популярная литература, справочные и периодические издания, фонотека, фонд видеофильмов, коллекции репродукций картин русских художников. Основное назначение данного отдела - развитие интереса к дальнейшей самостоятельной работе с книгой и другими источниками информации. На базе музея работают клубы «Экое», «Юный экскурсовод», а так же кружки «Юный москвовед», «Юный книгочея», «Проворница», разрабатываются и проводятся экскурсии, ориентированные на детей и семью, встречи с интересными людьми, выставки детских работ. Возможно проведение уроков экологии, истории, москвоведения, музыки, ИЗО, организация внеклассных мероприятий, музыкальных гостиных, творческих вечеров.

По своему использованию музей является не только и не столько музеем в традиционном смысле этого слова, сколько информационным и досуго-вым центром, где можно изучать русскую культуру, общаться, заниматься самообразованием. В общем, здесь есть всё то, что так необходимо современной школе.


Hosted by uCoz