Экологическое воспитание подрастающего поколения является важной педаогической задачей, ибо от сохранения среды обитания человека зависит его физическое и психическое здоровье, а также его культура и духовно-нравственное состояние.
В результате исследования, проведенного среди подростков нашей школы было выявлено, что у 60 процентов из них можно отметить наличие прагматической установки ( природа - объект пользы ). У 70 процентов опрошенных было отмечено безразличие и нежелание изучать вопросы экологии .
В то же время многие школьники – 85 % считают человека частью окружающего мир и соответственно – частью природы.
Развитие личности с экоцентрическим типом экологического сознания является целью эколого-этнографического образования.
пробудить интерес к экологическим проблемам.
развитие адекватных представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.
формирование отношения к природе, развитие экологических установок личности, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам.
формирование умений и навыков грамотного с точки зрения технологии взаимодействия с природой.
коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами.
развитие бытийного сознания как характеристики зрелой личности в противоположность дефицитарному, в котором окружающая природа рассматривается и воспринимается как средство для выживания и удовлетворения его потребностей.
Исходя из того, что пассивное восприятие экологических знаний не затрагивает эмоциональной сферы личности подростков, а их знания не становятся убеждениями, нами была разработана программа эколого-этнографического образования подростков на базе:
на базе эколого-этнографического музея «Живуны»,
литературного музея Ф.И.Тютчева,
работа в рамках региональной программы «Воробьевы горы. Экологическвся тропа».
В нашей работе мы использовали современные методики, разработанные в области экологической психодиагностике и коррекции авторами С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным.
Использование в обучении здоровьесберегающих компонентов:
Создание эмоционально положительного фона урока. атмосферы доверия и безопасности
учет индивидуальных особенностей личности подростка ( темперамент, особенностей мышления, восприятия, памяти, социальный опыт, общая направленность личности.
активное включение в работу с подростками всех сенсорных каналов – зрения, слуха, кинестетики.
использование различных творческих заданий
активизация работы правого полушария, отвечающая за образное мышления, пространственные связи, цветовую чувствительность, чувства, эмоции, возникновение инсайта. Подобная активизация служило хорошим средством для профилактики переутомления.
Метод проблемного обучения.
Учащийся вместе с учителем ставит и решает учебную проблему экологического содержания.
Основный путь постановки учебной проблемы – создание проблемной ситуации, признаком которой является
переживание, а содержанием – противоречие. Например, - почему киты выбрасываются на сушу, что ведет
их к неминуемой гибели?
Метод погружения
Для глубокого понимания сложной экологической проблемы должно пройти время и надо хорошо вжиться в контекст проблемы.
Метод проектов
Суть метода заключается в том, что учитель выстраивает программу развития экологического сознания ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса.
Метод наблюдения
Дает возможность целенаправленного восприятия экологических явлений и более широкого сбора информации. Данный метод помогает изучать закономерности протекания различных явлений природы и их особенностей.
Метод творческого самовыражения
Этот метод помогает самореализации и самовыражению. подростков через выполнение творческих заданий, посвященных природе, через литературное, научное, художественного и другие виды творчества.
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, к ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
( Ф.И.Тютчев)
Учитель как собеседник ( функция эмоциональной поддержки
Учитель как исследователь, ( исследовательская функция)
Учитель как человек, создающий условия для учения. ( фасилитаторская функция, ( от английского facilitate - облегчать, помогать, способствовать). Понятие пришло в современную педагогику из гуманистической психологии.
Учитель как эксперт ( экспертная функция ). Экспертная ( консультативная ) функция вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и учениями в сфере экологии и этнографии.).
Использование инновационных методов обучения способствует принятию учеником поставленной цели как личностно значимой, превращение его в субъекта собственной деятельности по достижению этой цели, повышает уровень сознательности и эффективности усвоения знаний, составляет базу общего развитии ребенка, развитие его способностей и основных новообразований возраста.
Как верно отмечал В.Д. Шадриков, «При личностно-значимом учении, связанным с личностно-значимым содержанием, объясняющим бытие самого ученика, последний не может не быть активным».
В результате проведенной работы с подростком по формированию у них экологического сознания были получены следующие результаты:
увеличилось количество знаний подростков о взаимосвязи в системе «человек- природа».
изменилась в положительную сторону общее отношение к природе, которое стало эмоционально окрашенным, и из пассивно-безразличного и потребительского стало более осмысленным и активным.
поскольку занятия происходили в условиях живого общения, улучшились коммуникативные навыки подростков.
на психологическом уровне было отмечено снижение показателей школьной дезадаптации: конфликтности, агрессивности. Неуправляемости, расторможенности. Повышение уровня тонкой моторики, координации движений и т.д.
на более высокий уровень вышли показатели эмпатии и идентификации с объектами природы, что является важнейшим показателем уровня развития перцептивно-аффективного компонента субъективного отношения к природе.
вырос уровень познавательной активности, связанный с объектами природы.
в поведении стали чаще отмечаться поступки, связанные бережным отношением к природе.
Таким образом, мы можем сказать, что музейная педагогика повышает мотивацию обучения, пробуждает интересы к самообразованию. Воспитывает интерес к родному краю.
Музейная педагогика позволяет сделать образование более интересным, зрелищным, доступным ученику
с любым уровнем знания, даёт возможность проводить деловые игры и создавать проблемно-ролевую
ситуацию.