ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

(С элементами социально-психологического тренинга)

Экологическое воспитание подрастающего поколения является важной педаогической задачей, ибо от сохранения среды обитания человека зависит его физическое и психическое здоровье, а также его культура и духовно-нравственное состояние.

В результате исследования, проведенного среди подростков нашей школы было выявлено, что у 60 процентов из них можно отметить наличие прагматической установки ( природа - объект пользы ). У 70 процентов опрошенных было отмечено безразличие и нежелание изучать вопросы экологии .

В то же время многие школьники – 85 % считают человека частью окружающего мир и соответственно – частью природы.

Развитие личности с экоцентрическим типом экологического сознания является целью эколого-этнографического образования.

Для этого необходимо решить следующие задачи:
  1. пробудить интерес к экологическим проблемам.

  2. развитие адекватных представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

  3. формирование отношения к природе, развитие экологических установок личности, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам.

  4. формирование умений и навыков грамотного с точки зрения технологии взаимодействия с природой.

  5. коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами.

  6. развитие бытийного сознания как характеристики зрелой личности в противоположность дефицитарному, в котором окружающая природа рассматривается и воспринимается как средство для выживания и удовлетворения его потребностей.

Исходя из того, что пассивное восприятие экологических знаний не затрагивает эмоциональной сферы личности подростков, а их знания не становятся убеждениями, нами была разработана программа эколого-этнографического образования подростков на базе:

В нашей работе мы использовали современные методики, разработанные в области экологической психодиагностике и коррекции авторами С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
  1. Использование в обучении здоровьесберегающих компонентов:

  2. Использование инновационных методов обучения:

    Метод проблемного обучения.
    Учащийся вместе с учителем ставит и решает учебную проблему экологического содержания. Основный путь постановки учебной проблемы – создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием – противоречие. Например, - почему киты выбрасываются на сушу, что ведет их к неминуемой гибели?

    Метод погружения
    Для глубокого понимания сложной экологической проблемы должно пройти время и надо хорошо вжиться в контекст проблемы.

    Метод проектов
    Суть метода заключается в том, что учитель выстраивает программу развития экологического сознания ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса.

    Метод наблюдения
    Дает возможность целенаправленного восприятия экологических явлений и более широкого сбора информации. Данный метод помогает изучать закономерности протекания различных явлений природы и их особенностей.

    Метод творческого самовыражения
    Этот метод помогает самореализации и самовыражению. подростков через выполнение творческих заданий, посвященных природе, через литературное, научное, художественного и другие виды творчества.

    Не то, что мните вы, природа
    Не слепок, не бездушный лик.
    В ней есть душа, к ней есть свобода
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    ( Ф.И.Тютчев)

  3. Роль и функции учителя в учебном процессе

    Использование инновационных методов обучения способствует принятию учеником поставленной цели как личностно значимой, превращение его в субъекта собственной деятельности по достижению этой цели, повышает уровень сознательности и эффективности усвоения знаний, составляет базу общего развитии ребенка, развитие его способностей и основных новообразований возраста.

    Как верно отмечал В.Д. Шадриков, «При личностно-значимом учении, связанным с личностно-значимым содержанием, объясняющим бытие самого ученика, последний не может не быть активным».

    В результате проведенной работы с подростком по формированию у них экологического сознания были получены следующие результаты:

    Таким образом, мы можем сказать, что музейная педагогика повышает мотивацию обучения, пробуждает интересы к самообразованию. Воспитывает интерес к родному краю.

    Музейная педагогика позволяет сделать образование более интересным, зрелищным, доступным ученику с любым уровнем знания, даёт возможность проводить деловые игры и создавать проблемно-ролевую ситуацию.


    Hosted by uCoz