ПЛАН ГЭП НА 2011-2014 г. г.
Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ (третий этап): РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС (начальная и основная школа) ».
1. Данные об образовательном учреждении
1.1 Полное наименование образовательного учреждения. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 930.
1. 2 Количество обучающихся – 425 человек.
1.3 Адрес ОУ с почтовым индексом: 117321, г. Москва, ул. Островитянова 18, к. 5.
1.4 ФИО директора: Фоменко Ольга Григорьевна.
1.5 ФИО научного руководителя, консультанта Захлебный Анатолий Никифорович, член-корр РАО; Дзятковская Елена Николаевна, д.б.н., проф., лаборатория экологического образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
1.6 Телефон/ факс 8-(495)-338-98-88
1.7 E-mail sch0930@mail.ru
2. Данные о масштабе экспериментальной работы: начальная, основная и старшая школа.
2.1 Статус экспериментальной площадки: ГЭП первого уровня, третий этап
2.2 Ступень образования, на которой осуществляется эксперимент
Начальная, основная, старшая школа
2.3 Количественный состав участников эксперимента
Учащиеся - 150
Педагоги – 10
Другие – 2
3. Данные о содержании ОЭР
3.1 Проблема, на решение которой направлена экспериментальная и инновационная деятельность, обоснование актуальности
Переход российской школы к стандартам второго поколения качественно изменяет место и роль в ней экологического образования. В соответствии с ФГОС, экологическое образование должно быть представлено как в инвариантном, так и вариативном компонентах основной образовательной программы, включая новую форму вариативного компонента – внеурочную деятельность. В связи с этим перед региональным экологическим образованием стоит задача приведения инновационных педагогических разработок в соответствие с системно-деятельностным и культурно-историческим подходом ФГОС, включая выявление возможностей организации экологического образования во внеурочной деятельности и разработку его содержания. Согласно Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010), заложившей научно-теоретические основания его проектирования и нашедшей отражение во ФГОС, все составляющие школьного экологического образования должны составлять единую систему, целенаправленно решающую задачу формирования у обучающихся экологической грамотности как основы экологической культуры. Содержание вариативного компонента экологического образования должно быть представлено, как и инвариантного компонента, в виде учебных задач с критериальным оцениванием достижения предметных, метапредметных и личностных требований к их результатам.
3.2 Объект исследования
Объектом исследования являются варианты вариативного компонента экологического образования обучающихся и просвещения родителей в основной образовательной программе столичных образовательных учреждений (начальная и основная школа), а также роль учреждений дополнительного образования в ее реализации в контексте идеологии проекта «Наша новая школа», документов ФГОС, Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010).
3.3 Предмет исследования
Предметом исследования являются структура, содержание, формы и методы вариативного компонента экологического образования по ступеням обучения (начальная и основная школа), преемственно с дополнительным образованием, в соответствии с требованиями ФГОС, в направлении обеспечения экологической грамотности обучающихся, как условия формирования их экологической культуры.
3.4 Гипотеза инновационной деятельности
Городская экспериментальная площадка «Экологическое образование в столичном мегаполисе: разработка вариативного компонента на основе требований ФГОС» работает в столичном образовании. На первых двух этапах работы ГЭП разными образовательными учреждениями, входящими в нее, были выполнены пионерские учебно-методические разработки в области вариативного компонента экологического образования: отдельные курсы для школьного компонента, внеурочной деятельности, контрольно-измерительные материалы на деятельностной основе; экологическая составляющая КИМов базовых учебных предметов; учебные модули экологической направленности в базовых учебных предметах; содержание психологических тренингов и курсов повышения квалификации для педагогов, осваивающих ФГОС; материалы для родителей. Однако соединить разработки, успешно прошедшие апробацию, на базе одного образовательного учреждения и системно их реализовать с точки зрения как внутренней целостности экологического образования, так и его включенности в систему общего образования, преемственно с инвариантом, не удавалось. Гипотеза заключается в том, что разработанные с опорой на структуру примерной Программы непрерывного экологического образования и просвещения варианты реализации ее вариативного компонента будут способствовать повышению результативности экологического образования школьников, если они обеспечат системность проектирования общего экологического образования в системе предметных, метапредметных и личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы учреждения.
Научно-методическая поддержка экспериментальной деятельности педагогическим коллективам оказывается лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО (Захлебный А.Н., зав.ла., член-корр РАО; Дзятковская Е.Н., вед.н.сотр., профессор).
3.5 Цель инновационной деятельности
Целью данной опытно-экспериментальной работы (ЭР) является разработка наиболее оптимальных вариантов конструирования вариативного компонента экологического образования и просвещения в школе, в соответствии с требованиями ФГОС, по ступеням общего образования (начальная и основная школа), преемственно с дополнительным образованием, направленного на обеспечение экологической грамотности, экологической культуры обучающихся.
3.6 Тема эксперимента, инновации
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ (третий этап). РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС (начальная и основная школа).
3.7 Направления экспериментальной и инновационной деятельности
Основные направления ЭД ГОУ СОШ № 930:
1. Апробация учебного пособия «Экологическое развивающее образование» - авт. Е.Н. Дзятковская, психологических тренингов для учителей по их подготовке к работе по новому стандарту, учебной программы курсов повышения квалификации «Проектирования занятия с экологическим содержанием в соответствии с требованиями ФГОС».
2. Апробация экологического практикума «Изучаем экологию города» - авт. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Организация научно-исследовательской и проектной работы с использованием экологического практикума во внеурочной деятельности. Разработка элективных курсов по учебному пособию.
3. Разработка учебных модулей линии «Основы экологической культуры» для вариативного компонента в урочной и внеурочной деятельности по основной и старшей школе: «Экология живых организмов», 6-7 класс, «Культура здоровья», 8 класс, «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека», 9 класс, «Изучение водных экосистем», 10-11 класс (элективный курс).
4. Использование информационно-развивающей среды школьного эколого-этнографического музея в экологическом образовании.
5. Разработка системы интегрированных уроков экологического содержания и организация социально-педагогического партнёрства в рамках данной деятельности.
3.8 Используемые методики
Теоретические: сравнительно-сопоставительный и ретроспективный методы, системный анализ, моделирование.
Эмпирические методы: изучение литературы, нормативных документов, результатов деятельности ОУ, педагогическая рефлексия, контент-анализ, разные виды психологического и педагогического наблюдения, опрос, анкетирование, контрольные среды знаний, рефлексивные оценки учащихся, метод экспертных оценок, психолого-педагогическая диагностика-.
Методы математической статистики.
3.9 Предполагаемые результаты
Для педагога
9. Разработка учебных модулей непрерывного экологического образования на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подхода.
Для учащихся:
2. овладение коммуникативными умениями компетентности, умением работать в команде, аргументированно дискутировать, задавать вопросы, высказывать предложения, самостоятельно анализировать источники информации;
3. организация эколого-проектной, исследовательской и социально-практической деятельности обучающихся в учебных и учебно-проектных ситуациях;
Педагог-среда:
- научное сопровождение ГЭП;
- организация социального партнерства школы с окружающим социумом (учреждениями культуры, общественными организациями, научно-производственными объединениями);
- семейное проектирование.
3.10 Возможные риски эксперимента
недостаточная профессиональная компетентность отдельных учителей и других участников образовательного процесса;
недостаточность административно-управленческого потенциала; непредвиденные ситуации, требующие увеличения времени эксперимента.
3.11 Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
Разработка и апробация мониторинга достижения требований Программы к результатам экологического образования.
Опросы общественного мнения (педагогическая и родительская общественность).
Материалы Интернет-форумов на сайте ГЭП (определение перечня проблемных вопросов, их обсуждение).
Экспертные оценки ученых, практиков, форум-дискуссии по проблемным вопросам учащихся
Контент-анализ образовательных продуктов в области экологического образования (проекты, исследования и т.д. по разрешению актуальных проблемных вопросов учащихся и их презентация).
Анализ здоровьесберегающих, эргономических показателей учебного труда учащихся различных ступеней образования.
Анализ обеспеченности ГЭП организационными и психолого-педагогическими условиями.
4. Организационное и научно-методическое обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности.
Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной и инновационной деятельности в образовательном учреждении
4.1 ФИО: Александрова Вера Павловна
4.2 Должность: учитель экологии и биологии
4.3 Телефон/ факс 8-903-242-52-66
4.4 E-mail: alexandrova60@mail.ru
4.5 Сроки 2011-2014
4.6 Состав участников и функциональные обязанности
1. Александрова В.П., к.б.н. – ответственный за ЭП, учитель биологии и экологии.
-организация экспериментальной деятельности в школе;
-создание программ по биологии с региональным компонентом;
-помощь учителям-предметникам в создании программ, адаптированных к экологическому образовавнию;
- организация научного общества в школе;
- разработка научной тематики;
- участие в окружных, городских, межрегиональных конкурсах;
2. Гуревичева Н.Т. – методист ОМЦ ЮЗОУ, заведующая библиотекой и музеем.
- информационное обеспечение ЭД;
- создание и организация работы музея «Живуны»;
- трансляция передового опыта средствами семинаров, круглых столов, курсов МИОО;
3. Козинец М.А. – зам. директора по воспитательной работе.
- организация внеклассных интегрированных мероприятий в
школе,
округе, городе;
- создание и апробация учебно-воспитательных проектов.
организация межрегиональных связей;
4. Хлюстова Т.В. – зам. директора по УВР в начальной школе
- создание и апробация учебно-воспитательных программ с
этнографическим компонентом для начальной школы;
- организация проектной деятельности в начальной школе;
5. Петрушина Н.В., к.п.н.– психолог
- психо-педагогическое сопрвождение ЭД;
- апробация УМК «Учись - учиться», авт. Е.Н. Дзятковская.
- научно-методическое информационное обеспечение;
- консультативная деятельность;
- разработка развивающих программ;
- проведение занятий с использованием здорвьесберегающих и инновационных
методов;
6. Теплякова Н.П. – учитель русского языка и литературы, зав. музеем.
- организация работы литературного музея-кабинета «Наследие»;
- разработка основ литературного краеведения;
- разработка учебной программы по литературе с эколого-
этнографическим компонентом;
- редакция печатных работ;
7. Малютина И.С. – учитель географии и экологии.
- создание программы по географии и экологии с региональным
компонентом;
- разработка и реализация учебных экологических проектов.
- организация проектной деятельности в школе;
8. Гусакова И.Б. – учитель музыки.
- организация школьных праздников;
- организация релаксационных перерывов в урочное и внеурочное время с использованием музыкальных инструментов;
- изучение истории музыкальных инструментов России.
- работа в эколого-этнографическом музее «Живуны».
9. Денисова С.Н. – учитель математики.
- разработка учебной программы по математике с экологическим
компонентом;
- составление задач с экологическим компонентом;
4.7 Кадровое обеспечение: заместители директора по УВР (2 человека), учителя – предметники (8 человек), зав. школьной библиотекой (1 человек), педагог-психолог (1 человек).
4.8 Материально-техническое обеспечение школы.
Школа № 930 построена и открыта в 1973 году. Здание школы типовое «самолетик», в школе обучается 425 учеников, всего классов 20 и 4 группы продленного дня, работают 36 учителей.
Вид помещений (кабинеты, актовый и физкультурные залы), социально-бытового назначения |
Перечень ТСО, компьютерной техники, их кол-во |
Наименование и состояние земельного участка (площадь в га, посадки, озеленение и др.)
|
учеб. кабинеты – 28, физкульт.зал. – 2, актовый зал - 1, лабор. – 3, столовая – 1, мед.каб. – 1, раздевалка – 1, каб. Директора – 1, канцел. -1, каб.зам.дир. -4, игровая – 1, библиотека -2, музеи – 2, домоводство – 2, компьют. -1, психолог – 1. |
компьют. техника - 35, проектор - 6, сканер-3, магнитофон - 12, видеомагнитофон - 9, телевизор - 12 музы к. центр - 2 принтер- 15 интер.актив.- 1 экран настенный - 3 копир, аапарат-1 модем-1 ноутбук - 3 |
1,8800 га 60- деревьев, 10- фруктовых |
4.9 Научно-методическое обеспечение
- Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование., М., 2010.
- Положения субъектно-деятельностной педагогики С.Л.Рубинштейна и В.В.Давыдова.
- Анализ структуры содержания образования в контексте общей структуры деятельности (Л.С.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и дh.)
- Положения об информационно-психологической безопасности учебного процесса И.А.Баевой, Г.В.Грачева, С.Л.Братченко, описанные феномены количественного /Хананашвили М.М., 1978/ и качественного /Дзятковская Е.Н., 1998/ информационных стрессов.
- Работы А.Н.Захлебного и А.Т.Суравегиной о целях и содержании школьного экологического образования.
- Обобщенная концепция структуры содержания общего среднего образования (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский)
4.10 Перспективный план экспериментальной и инновационной деятельности
(по этапам)
№ п/п |
Содержание этапа |
Сроки |
Ответственный |
|
|
|
1 этап. Подготовительный |
2011-2012 |
|
|
|
1 |
Тематические курсы повышения квалификации педагогов на базе МИОО, 72 час (Дзятковская Е.Н.) |
До мая 2012 г |
Александрова В.П. |
|
|
2 |
Составление паспортов инновационных педагогических разработок в области в соответствии с ФГОС второго поколения. Размещение информации на Интернет-сайт |
До июня 2012 г
|
Александрова В.П. |
|
|
3 |
Участие в инструктивных совещаниях координаторов экспериментальных площадок (Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н.) |
Последний понедельник месяца |
Александрова В.П. |
|
|
4 |
Пополнение педагогической библиотеки тематической литературой |
|
Гуревичева Н.Т., Александрова В.П.
|
|
|
|
Размещение на Интернет-сайт эксперимента тематической психолого-педагогической литературы |
|
Александрова В.П.
|
|
|
5 |
Включение задач эксперимента в планы работы ОУ, планы методобъединений, индивидуальные планы участников эксперимента, документацию по аттестации. Составление учебного плана экспериментальных классов в соответствии с задачами эксперимента. |
Февраль-май 2012 г |
Александрова В.П., все участники ЭП
|
|
|
|
Тематическое самообразование педагогов, участвующих в эксперименте. |
Февраль – июнь 2012 |
Александрова В.П., все участники ЭП
|
|
|
|
Составление словаря терминов по тематике эксперимента. Его тиражирование. Организация его изучения всеми педагогами экспериментальных площадок |
Февраль – июнь 2012 г |
Александрова В.П., все участники ЭП
|
|
|
|
Продолжение работы над сайтом ОУ, его пополнение в связи с решаемыми задачами второго этапа эксперимента |
Февраль – июнь 2012 г |
Александрова В.П. |
|
|
|
Участие в межрегиональной Интернет-конференции |
Февраль 2012 года. Тезисы до 31 января по адресу: helenka-57@mail.ru с пометкой «Интернет-конференция»
|
Александрова В.П. |
|
|
|
Участие в летней экологической школе педагогов опытно-экспериментальных площадок по экологическому образованию |
Июнь 2012 г., |
Александрова В.П. |
|
|
|
Провести оценку исходных (стартовых) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями оценки результатов эксперимента. Обсудить полученные результаты в ОУ, в связи с этим актуализировать задачи эксперимента. Представить результаты обсуждения на инструктивное совещание координаторов |
Февраль - апрель 2008 г |
Александрова В.П. |
|
|
|
2 этап Основной |
|
|
|
|
|
Тематические курсы повышения квалификации педагогов на базе МИОО, 72 час (Дзятковская Е.Н.) |
До мая 2013 г |
Александрова В.П. |
|
|
|
Участие в инструктивных совещаниях координаторов экспериментальных площадок |
До мая 2013 г |
Александрова В.П. |
До мая 2012 г |
Александрова В.П. |
|
Включение задач эксперимента в планы работы ОУ, планы методобъединений, индивидуальные планы участников эксперимента, документацию по аттестации. Составление учебного плана экспериментальных классов в соответствии с задачами эксперимента. |
До мая 2013 г |
Александрова В.П. |
|
|
|
Тематическое самообразование педагогов, участвующих в эксперименте. |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Включение рабочих тетрадей «Учусь учиться» в УВП (разные формы). |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., Петрушина Н.В., Гусакова И.Б. |
|
|
|
Открытые уроки с использованием рабочих тетрадей «Учусь учиться» и разработанного вариативного компонента содержания к ним |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Накопление опытно-экспериментальных материалов (вариативный компонент экологического образования в области экологии человека) для их последующего анализа и составления. |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Проведение психолого-педагогических исследований по оценке эффективности разработанных опытно-экспериментальных материалов (вариативный компонент экологического образования в области экологии человека) |
До мая 2013 г. |
Александрова В.П., Петрушина Н.В. |
|
|
|
Презентация подготовленных опытно-экспериментальных материалов (вариативный компонент экологического образования) и результатов оценки их эффективности для экспертизы (учеными и педагогами-практиками) |
До февраля 2013 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Продолжение работы над сайтом ОУ, его пополнение в связи с решаемыми задачами второго этапа эксперимента |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Участие в ежегодной межрегиональной Интернет-конференции |
Февраль 2013 года. Тезисы до 31 января по адресу: helenka-57@mail.ru с пометкой «Интернет-конференция»
|
Александрова В.П. |
|
|
|
Апробация экологического практикума «Изучаем экологию города». Разработка ученических проектов на основе практикума. |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Подготовка публикаций о ходе и результатах эксперимента для журнала «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы» |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Апробация линии «Основы экологической культуры» в 6-7 классах. |
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Создать компьютерный банк данных учебно-методических материалов регионального компонента как совокупного образовательного продукта сетевого взаимодействия школ, входящих в городскую экспериментальную площадку.
|
До мая 2013 г |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
3 этап Заключительный |
|
|
|
|
|
Провести оценку итоговых (на заключительном этапе) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными показателями эффективности результатов эксперимента. |
До февраля 2014 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Подготовить публикации в сборники ЮЗАО и в журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы». |
До февраля 2014 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Провести собрание с родителями и познакомить их с результатами ЭД |
До февраля 2014 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Подготовить к печати региональный учебно-методический комплект (вариативное содержание экологического образования в области экологии человека) |
До мая 2014 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Провести итоговую конференцию |
До мая 2014 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|
|
|
Оформить отчет и рекомендации по результатам эксперимента. |
До мая 2014 г. |
Александрова В.П., все участники ЭП |
|