ПЛАН ГЭП НА 2011-2014  г. г.

Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ (третий этап): РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС (начальная и основная школа) ».

1. Данные об образовательном учреждении

1.1 Полное наименование образовательного учреждения. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 930.

1. 2 Количество обучающихся – 425 человек.

1.3 Адрес ОУ с почтовым индексом: 117321, г. Москва, ул. Островитянова 18, к. 5.

1.4 ФИО директора: Фоменко Ольга Григорьевна.

1.5 ФИО научного руководителя, консультанта  Захлебный Анатолий Никифорович, член-корр РАО; Дзятковская Елена Николаевна, д.б.н., проф., лаборатория экологического образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

1.6 Телефон/ факс  8-(495)-338-98-88

1.7 E-mail  sch0930@mail.ru

2. Данные о масштабе экспериментальной работы: начальная, основная и старшая школа.

2.1 Статус экспериментальной площадки: ГЭП первого уровня, третий этап

2.2 Ступень образования, на которой осуществляется эксперимент

Начальная, основная, старшая школа

2.3 Количественный состав участников эксперимента

Учащиеся - 150

Педагоги – 10

Другие – 2

  

3. Данные о содержании ОЭР

3.1 Проблема, на решение которой направлена экспериментальная и инновационная деятельность, обоснование актуальности

         Переход российской школы к стандартам второго поколения качественно изменяет место и роль в ней экологического образования. В соответствии с ФГОС, экологическое образование должно быть представлено как в инвариантном, так и вариативном компонентах основной образовательной программы, включая новую форму вариативного компонента – внеурочную деятельность. В связи с этим перед региональным экологическим образованием стоит задача приведения инновационных педагогических разработок в соответствие с системно-деятельностным и культурно-историческим подходом ФГОС, включая выявление возможностей организации экологического образования во внеурочной деятельности и разработку его содержания. Согласно Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010), заложившей научно-теоретические основания его проектирования и нашедшей отражение во ФГОС, все составляющие школьного экологического образования должны составлять единую систему, целенаправленно решающую задачу формирования у обучающихся экологической грамотности как основы экологической культуры. Содержание вариативного компонента экологического образования должно быть представлено, как и инвариантного компонента, в виде учебных задач с критериальным оцениванием достижения предметных, метапредметных и личностных требований к их результатам.

 3.2 Объект исследования

Объектом исследования являются варианты вариативного компонента экологического образования обучающихся и  просвещения родителей в основной образовательной программе столичных образовательных учреждений (начальная и основная школа), а также роль учреждений дополнительного образования в ее реализации в контексте идеологии проекта «Наша новая школа», документов ФГОС, Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010).

3.3 Предмет исследования

Предметом исследования являются структура, содержание, формы и методы вариативного компонента экологического образования по ступеням обучения (начальная и основная школа), преемственно с дополнительным образованием, в соответствии с требованиями ФГОС, в направлении обеспечения экологической грамотности обучающихся, как условия формирования их экологической культуры.

 3.4 Гипотеза инновационной деятельности

Городская экспериментальная площадка «Экологическое образование в столичном мегаполисе: разработка вариативного компонента на основе требований ФГОС» работает в столичном образовании. На первых двух этапах работы ГЭП разными образовательными учреждениями, входящими в нее, были выполнены пионерские учебно-методические разработки в области вариативного компонента экологического образования: отдельные курсы для школьного компонента,  внеурочной деятельности, контрольно-измерительные материалы на деятельностной основе; экологическая составляющая КИМов базовых учебных предметов; учебные модули экологической направленности в базовых учебных предметах; содержание психологических тренингов и курсов повышения квалификации для педагогов, осваивающих ФГОС; материалы для родителей. Однако соединить разработки, успешно прошедшие апробацию, на базе одного образовательного учреждения и системно их реализовать с точки зрения как внутренней целостности экологического образования, так и его включенности в систему общего образования, преемственно с инвариантом, не удавалось. Гипотеза заключается в том, что разработанные с опорой на структуру примерной Программы непрерывного экологического образования и просвещения варианты реализации ее вариативного компонента будут способствовать повышению результативности экологического образования школьников, если они обеспечат системность проектирования общего экологического образования в системе предметных, метапредметных и личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы учреждения.

Научно-методическая поддержка экспериментальной деятельности педагогическим коллективам оказывается лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО (Захлебный А.Н., зав.ла., член-корр РАО; Дзятковская Е.Н., вед.н.сотр., профессор). 

3.5 Цель инновационной деятельности

Целью данной опытно-экспериментальной работы (ЭР) является разработка наиболее оптимальных вариантов конструирования вариативного компонента экологического образования и просвещения в школе, в соответствии с требованиями ФГОС, по ступеням общего образования (начальная и основная школа), преемственно с дополнительным образованием, направленного на обеспечение  экологической грамотности, экологической культуры обучающихся.

3.6 Тема эксперимента, инновации

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ (третий этап). РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС (начальная и основная школа).

 3.7 Направления экспериментальной и инновационной деятельности

Основные направления ЭД ГОУ СОШ № 930:

1.                        Апробация учебного пособия «Экологическое развивающее образование» - авт. Е.Н. Дзятковская, психологических тренингов для учителей по их подготовке к работе по новому стандарту, учебной программы курсов повышения квалификации «Проектирования занятия с экологическим содержанием в соответствии с требованиями ФГОС».

2.                        Апробация экологического практикума «Изучаем экологию города» - авт. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Организация научно-исследовательской и проектной работы с использованием экологического практикума во внеурочной деятельности. Разработка элективных курсов по учебному пособию.

3.                        Разработка учебных модулей линии «Основы экологической культуры» для вариативного компонента в урочной и внеурочной деятельности по  основной  и старшей школе: «Экология живых организмов», 6-7 класс, «Культура здоровья», 8 класс, «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека», 9 класс, «Изучение водных экосистем», 10-11 класс (элективный курс).

4.                        Использование информационно-развивающей среды школьного эколого-этнографического музея в экологическом образовании.

 

5.                        Разработка системы интегрированных уроков экологического содержания и организация социально-педагогического партнёрства в рамках данной деятельности.

 3.8 Используемые методики

Теоретические: сравнительно-сопоставительный и ретроспективный методы, системный анализ, моделирование.

Эмпирические методы: изучение литературы, нормативных документов, результатов деятельности ОУ, педагогическая рефлексия, контент-анализ, разные виды психологического и педагогического наблюдения, опрос, анкетирование, контрольные среды знаний, рефлексивные оценки учащихся, метод экспертных оценок, психолого-педагогическая диагностика-.

Методы математической статистики.

 3.9 Предполагаемые результаты

Для педагога

1. составить тематический глоссарий для педагогов;

2. создать информационный банк учебно-методических разработок по внедрению ФГОС второго поколения. 

3. пополнить школьный депозитарий по теме исследований;

4. определить наиболее оптимальные для школы надпредметные формы социального партнерства по теме эксперимента, организовать научно-методическую помощь педагогам с целью повышения психологической и профессиональной готовности к взаимодействию их друг с другом, с учащимися  и их родителями;

5. Провести  апробацию учебно-методических материалов «Учусь учиться»,

8. Результаты диагностик и апробаций обобщить в виде итогового отчета; в отчете представить  разработанную модель социально-педагогического партнерства в школе, направленную на формирование у учащихся общеучебных умений самоорганизации.

9. Разработка учебных модулей непрерывного экологического образования на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подхода.

Для учащихся:

 

1. провести входящую и итоговую диагностики умений учащихся самоорганизации; их результаты обработать и обобщить.

2. овладение коммуникативными умениями компетентности, умением работать в команде, аргументированно дискутировать, задавать вопросы, высказывать предложения, самостоятельно анализировать источники информации;

3. организация эколого-проектной, исследовательской и социально-практической деятельности обучающихся в учебных и учебно-проектных ситуациях;

 

 

Педагог-среда:

-  научное сопровождение ГЭП;

-  организация социального партнерства школы с окружающим социумом (учреждениями культуры, общественными организациями, научно-производственными объединениями);

- семейное проектирование.

 

3.10 Возможные риски эксперимента

недостаточная профессиональная компетентность отдельных учителей и других участников образовательного процесса;

недостаточность административно-управленческого потенциала; непредвиденные ситуации, требующие увеличения времени эксперимента.

 3.11 Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

Разработка и апробация мониторинга достижения требований Программы к результатам экологического образования.

Опросы общественного мнения (педагогическая и родительская общественность).

Материалы Интернет-форумов на сайте ГЭП (определение перечня проблемных вопросов, их обсуждение).

Экспертные оценки ученых, практиков, форум-дискуссии по проблемным вопросам учащихся

Контент-анализ образовательных продуктов в области экологического образования (проекты, исследования и т.д. по разрешению актуальных проблемных вопросов учащихся и их презентация).

Анализ здоровьесберегающих, эргономических показателей учебного труда учащихся различных ступеней образования.

Анализ обеспеченности ГЭП организационными и психолого-педагогическими условиями.

4. Организационное и научно-методическое обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности.

Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной и инновационной деятельности в образовательном учреждении

4.1 ФИО: Александрова Вера Павловна

 

 

4.2 Должность: учитель экологии и биологии

4.3 Телефон/ факс 8-903-242-52-66

4.4 E-mail:  alexandrova60@mail.ru

4.5 Сроки  2011-2014

4.6 Состав участников и функциональные обязанности

1. Александрова В.П., к.б.н. – ответственный за ЭП, учитель биологии и экологии.

            -организация экспериментальной деятельности в школе;

            -создание программ по биологии с региональным компонентом;

            -помощь учителям-предметникам в создании программ,  адаптированных к         экологическому образовавнию; 

           - организация научного общества в школе;

           - разработка научной тематики;

           - участие в окружных, городских, межрегиональных конкурсах;

2.            Гуревичева Н.Т. – методист ОМЦ  ЮЗОУ, заведующая библиотекой и музеем.

             -   информационное обеспечение ЭД;

              -   создание и организация работы музея «Живуны»;

              -   трансляция передового опыта  средствами семинаров, круглых столов, курсов     МИОО;                  

3.            Козинец М.А. – зам. директора  по воспитательной работе.

                    - организация внеклассных интегрированных мероприятий в школе,
                     
округе, городе;                                                              

                        -  создание и апробация учебно-воспитательных проектов.

                        организация межрегиональных связей;

4. Хлюстова Т.В. – зам. директора по УВР  в начальной школе

           - создание и апробация учебно-воспитательных программ с
                      
этнографическим компонентом для начальной школы;   

             - организация проектной деятельности в начальной школе;

5.   Петрушина Н.В., к.п.н.– психолог

              - психо-педагогическое сопрвождение  ЭД;

              - апробация УМК «Учись - учиться», авт. Е.Н. Дзятковская.

              - научно-методическое информационное обеспечение;

              - консультативная деятельность;

              - разработка развивающих программ;

                - проведение занятий с использованием здорвьесберегающих и инновационных 

                 методов;

       6.   Теплякова Н.П. – учитель русского языка и литературы, зав. музеем.

              -  организация работы литературного музея-кабинета «Наследие»;

              -   разработка основ литературного краеведения;

             -   разработка учебной программы   по   литературе с эколого-

                 этнографическим    компонентом;

             -   редакция печатных работ; 

7.        Малютина И.С. – учитель географии и экологии.

                    - создание программы по географии и экологии с региональным

                      компонентом;

                    - разработка и реализация учебных экологических проектов.

            - организация проектной деятельности в школе;

              

8.               Гусакова И.Б. – учитель музыки.

                      - организация школьных праздников;

                     - организация релаксационных перерывов в урочное и внеурочное                            время с использованием музыкальных инструментов;

                     - изучение истории музыкальных инструментов России.

                     - работа    в  эколого-этнографическом музее «Живуны».

9. Денисова С.Н. – учитель математики.

           -    разработка учебной программы по математике с экологическим

                 компонентом;

           -   составление задач с экологическим компонентом; 

4.7 Кадровое обеспечение: заместители директора по УВР (2 человека), учителя – предметники (8 человек), зав. школьной библиотекой (1 человек), педагог-психолог (1 человек).

4.8 Материально-техническое обеспечение  школы.

Школа № 930 построена и открыта в 1973 году. Здание школы типовое «самолетик», в школе обучается 425 учеников, всего классов 20 и 4 группы продленного дня, работают 36 учителей.

 

Вид помещений (кабинеты, актовый и физкультурные залы), социально-бытового назначения

Перечень ТСО,

компьютерной

техники, их

кол-во

Наименование и состояние земельного участка (площадь в га,

посадки, озеленение и др.)

 

учеб. кабинеты – 28, физкульт.зал. – 2, актовый зал - 1,  лабор. – 3, столовая – 1, мед.каб. – 1, раздевалка – 1, каб. Директора – 1, канцел. -1, каб.зам.дир. -4,  игровая – 1, библиотека -2, музеи – 2, домоводство – 2, компьют. -1, психолог – 1.

компьют. техника - 35, проектор - 6, сканер-3, магнитофон - 12, видеомагнитофон - 9, телевизор - 12 музы к. центр - 2 принтер- 15 интер.актив.- 1 экран настенный - 3 копир, аапарат-1 модем-1 ноутбук - 3

 

1,8800 га

60-

деревьев,

10-

фруктовых

 

4.9 Научно-методическое обеспечение

- Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование., М., 2010.

- Положения субъектно-деятельностной педагогики С.Л.Рубинштейна и В.В.Давыдова.

- Анализ структуры содержания образования в контексте общей структуры деятельности (Л.С.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и дh.)

- Положения об информационно-психологической безопасности учебного процесса И.А.Баевой, Г.В.Грачева, С.Л.Братченко, описанные феномены количественного /Хананашвили М.М., 1978/ и качественного /Дзятковская Е.Н., 1998/ информационных стрессов.

 

 

- Работы А.Н.Захлебного и А.Т.Суравегиной о целях и содержании школьного экологического образования.

- Обобщенная концепция структуры содержания общего среднего образования (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский)

 

 4.10 Перспективный план экспериментальной и инновационной деятельности

(по этапам)

№ п/п

                               Содержание этапа

  Сроки

Ответственный

 

 

1 этап.                  Подготовительный

2011-2012

 

 

1

Тематические курсы повышения квалификации педагогов на базе МИОО, 72 час (Дзятковская Е.Н.)

До мая 2012 г

Александрова В.П.

 

2

Составление паспортов инновационных педагогических разработок в области в соответствии с ФГОС второго поколения. Размещение информации на Интернет-сайт

До июня 2012 г

 

Александрова В.П.

 

3

Участие в инструктивных совещаниях  координаторов экспериментальных площадок (Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н.)

Последний понедельник месяца

Александрова В.П.

 

4

Пополнение педагогической библиотеки тематической литературой

 

Гуревичева Н.Т.,

Александрова В.П.

 

 

 

Размещение на Интернет-сайт эксперимента тематической психолого-педагогической литературы

 

Александрова В.П.

 

 

5

Включение задач эксперимента в планы работы ОУ, планы методобъединений, индивидуальные планы участников эксперимента, документацию по аттестации.

Составление учебного плана экспериментальных классов в  соответствии с задачами эксперимента.

Февраль-май 2012 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

 

Тематическое самообразование педагогов, участвующих в эксперименте.

Февраль – июнь 2012

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

 

Составление словаря терминов по тематике эксперимента. Его тиражирование. Организация его изучения всеми педагогами экспериментальных площадок

Февраль – июнь 2012 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

 

Продолжение работы над сайтом ОУ, его пополнение в связи с решаемыми задачами второго этапа эксперимента

Февраль – июнь 2012 г

Александрова В.П.

 

 

Участие в межрегиональной Интернет-конференции

Февраль 2012 года. Тезисы до 31 января по адресу: helenka-57@mail.ru с пометкой «Интернет-конференция»

 

Александрова В.П.

 

 

Участие в летней экологической школе педагогов опытно-экспериментальных площадок по экологическому образованию

Июнь 2012 г.,

Александрова В.П.

 

 

Провести оценку исходных (стартовых) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями оценки результатов эксперимента. Обсудить полученные результаты в ОУ, в связи с этим актуализировать задачи эксперимента.  Представить результаты обсуждения на инструктивное совещание координаторов

Февраль - апрель 2008 г

Александрова В.П.

 

 

                      2 этап           Основной

 

 

 

 

Тематические курсы повышения квалификации педагогов на базе МИОО, 72 час (Дзятковская Е.Н.)

До мая 2013 г

Александрова В.П.

 

 

Участие в инструктивных совещаниях координаторов экспериментальных площадок

До мая 2013 г

Александрова В.П.

До мая 2012 г

Александрова В.П.

 

Включение задач эксперимента в планы работы ОУ, планы методобъединений, индивидуальные планы участников эксперимента, документацию по аттестации.

Составление учебного плана экспериментальных классов в  соответствии с задачами эксперимента.

До мая 2013 г

Александрова В.П.

 

 

Тематическое самообразование педагогов, участвующих в эксперименте.

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Включение рабочих тетрадей «Учусь учиться» в УВП (разные формы).

До мая 2013 г

Александрова В.П., Петрушина Н.В., Гусакова И.Б.

 

 

Открытые уроки с использованием рабочих тетрадей «Учусь учиться» и разработанного вариативного компонента содержания к ним

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Накопление опытно-экспериментальных материалов (вариативный компонент экологического образования в области экологии человека) для их последующего анализа и составления.

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Проведение психолого-педагогических исследований по оценке эффективности разработанных опытно-экспериментальных материалов (вариативный компонент экологического образования в области экологии человека)

До мая 2013 г.

Александрова В.П., Петрушина Н.В.

 

 

Презентация подготовленных опытно-экспериментальных материалов (вариативный компонент экологического образования) и результатов оценки их эффективности для экспертизы (учеными и педагогами-практиками)

До февраля 2013 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Продолжение работы над сайтом ОУ, его пополнение в связи с решаемыми задачами второго этапа эксперимента

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

 

Участие в ежегодной межрегиональной Интернет-конференции

Февраль 2013 года. Тезисы до 31 января по адресу: helenka-57@mail.ru с пометкой «Интернет-конференция»

 

Александрова В.П.

 

 

Апробация экологического практикума «Изучаем экологию города». Разработка ученических проектов на основе практикума.

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Подготовка публикаций о ходе и результатах эксперимента для журнала «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Апробация линии «Основы экологической культуры» в 6-7 классах.

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Создать компьютерный банк данных учебно-методических материалов регионального компонента как совокупного образовательного продукта сетевого взаимодействия школ, входящих в городскую экспериментальную площадку. 

 

До мая 2013 г

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

   3   этап       Заключительный

 

 

 

 

Провести оценку итоговых (на заключительном этапе) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными показателями эффективности результатов эксперимента.

До февраля 2014 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Подготовить публикации в сборники ЮЗАО и в журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы».

До февраля 2014 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Провести собрание с родителями и познакомить их с результатами ЭД

До февраля 2014 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Подготовить к печати региональный учебно-методический комплект (вариативное содержание экологического образования в области экологии человека)

До мая 2014 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Провести итоговую конференцию

До мая 2014 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Оформить отчет и рекомендации по результатам эксперимента.

До мая 2014 г.

Александрова В.П., все участники ЭП

 

 

Hosted by uCoz