Руководитель: зам. директора по ЭД Александрова Вера Павловна
Телефон рабочий: 338-98-88
Телефон домашний: 402-33-33
Телефон мобильный: 8-903-242-52-66
№ школы: 930
Муниципальный район: «Тёплый Стан»
Адрес школы: ЮЗАО ул. Островитянова 18 к.5. т. 338-98-88, 338-96-88
Адрес электронной почты: sch930@mail.ru (школа)
Сайт: http://ecoschool930.narod.ru./ (в сети экологических школ)
Обоснование: В последние годы в московском образовании наблюдается устойчивая тенденция повышения экологического и этнографического образования учащихся. Приятно отметить, что в школах возрождаются народные праздники и традиции, учителя и ученики отмечают народные праздники Пасхи Масленицы. Экологическая и этнографическая тематика стала предметом изучения многих экспериментальных площадок.
Особенностью нашего эксперимента является не только возрождение национальных традиций и краеведение, а изучение взаимосвязи человека и природы в историческом масштабе, начиная с первых поселений, и по сей день. В таком ракурсе рассматривается воздействие человека на природу и роль природы в его жизни. Именно такой подход к данной теме дает возможность не просто изучить современные экологические проблемы региона, а найти причины их появления. Таким же образом изучаются истоки народных праздников.
Еще один аспект в данном эксперименте заслуживает особого внимания. При очень высокой загруженности современного ученика все инновационные технологии не должны увеличивать нагрузку, поэтому наш эксперимент проводится в режиме здоровьесберегающих и развивающих технологий.
Для реализации всех поставленных целей в школе создан и работает школьный эколого-этнографический музей «Живуны». Благодаря этому можно формировать развивающую социально-культурную среду.
Особенностью нашего эксперимента является эколого-этнографическое образование учащихся с использованием новых развивающих и здоровьесберегающих технологий. К таким технологиям относятся:
Интеграция образовательных дисциплин; изучение экологии и краеведения не только и не столько как предметных наук, а как наук аспектных. Такой подход к образованию даёт возможность снизить учебные нагрузки на учащихся, не понижая уровень образования.
Использование научно-исследовательской и проектной работы в эколого-этнографическом образовании. Данные методики необходимы для развития индивидуальных творческих способностей.
Разработка основ музейной педагогики, которая позволяет сделать эколого-этнографическое образование более интересным, зрелищным, доступным ученику с любым уровнем знаний; даёт возможность проводить деловые игры и создавать проблемно-ролевую ситуацию; широко использовать все виды памяти в обучении. Музейная педагогика повышает мотивацию обучения, возбуждает интерес к самообразованию, воспитывает любовь к родному краю, создаёт благоприятную развивающую культурно-социальную среду.
Введение в структуру урока здоровьесберегающих компонентов и создание в учебных кабинетах релаксационных зон.
В нашей школе разработаны и апробируются учебные программы с эколого-этнографическим компонентом по биологии, географии, химии, литературе. Программа по москвоведению и экологии содержат региональный компонент.
Продолжается разработка новых интегрированных уроков (в 2002 году средняя школа №930 в лице Александровой В. П. делилась опытом проведения интегрированных уроков на Московском педагогическом марафоне учебных предметов.)
Проведены интегрированные уроки: по экологии, биологии и химии на тему; «Минеральные удобрения и их использование в сельском хозяйстве» (9 класс), по биологии и физкультуре «Работа мышц» (9 класс), по английскому языку и биологии «Чарльз Дарвин. Вклад в науку» (11 класс).
В настоящее время анализируется более 20 интегрированных уроков, этнографического направления, которые лягут в основу единой учебной программы. Данная программа позволит проводить интегрированные уроки не спонтанно, а в системе.
В школе создан и успешно работает краеведческий музей. В 2003 году эколого-этнографический музей «Живуны» СОШ № 930 стал лауреатом городского конкурса школьных городских музеев, посвящённого 150-летию В.А. Гиляровского, и получил грант Москвы за инновационные технологии в образовании.
Название музея означает «родник», «источник», «начало чего-либо». Но, кроме символического значения, оно имеет и реальную основу. На территории школы находиться уникальный источник - родник «Холодный». Он почитается местными жителями, изучается и оберегается учениками школы.
Создание музея было бы невозможным без активного участия всего педагогического коллектива школы, вовлечения в это увлекательное дело, особенно по созданию экспозиции музея, учеников и их родителей.
Музейное пространство поделено на несколько отделов различных по своему назначению и содержанию.
«Жизнь на Земле» повествует о возникновении и развитии жизни на планете. В основу этого стенда положена геохронологическая таблица, иллюстрированная палеонтологическими, морфологическими и другими доказательствами эволюции.
«Человек и природа» посвящён теории антропогенеза и рассказывает о «первых шагах» человека по Земле. Уместно отметить, что именно на этом этапе формируется первый опыт существования Человека разумного в окружающей среде, а следовательно, появляются и первые экологические проблемы.
«Москва сквозь века» показывает и рассказывает о первых поселениях и истории развития древнего города.
«Моя малая Родина» завершает экспозицию. Знакомясь с этим стендом, можно узнать историю района «Тёплый Стан», получить информацию об его руководителях, а так же изучить флору и фауну. Большое внимание на стенде уделено экологическим проблемам региона.
В отделе воссоздан интерьер русской избы с использованием подлинных предметов быта, что даёт представление об укладе жизни русского человека. Здесь можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта. Познавая «через руки»> посетитель чувствует предмет народной культуры как вещь целесообразную, защищающую, помогающую существовать в гармонии с природой. В «русской избе» проводятся «Зимние посиделки» праздники Масленицы, уроки москвоведения и экологии. И, глядя на сидящих за одним столом русских, армянских, грузинских, корейских детей, хочется верить, что понимание и дружба, заложенные в детстве, сохранятся и в будущем.
Перед тем как перейти в следующий отдел музея надо сказать, что до сих пор посетитель был гостем, который слушал, воспринимал и изучал. А с переходом в другие интерактивные отделы ,его роль становится более деятельной. Достаточно сказать, что следующий 3 отдел называется «Будущее своими руками».3десЬ всем присутствующим задаётся вопрос : «Что бы вы хотели видеть и что бы вы могли сделать для своего района, округа, города?» В начальных классах, например, предлагается повесить свои пожелания (это могут быть рисунки, поделки, «голуби мира» ) на «Дерево желаний», а средние и старшие школьники разрабатывают и представляют к внедрению экологические, этнографические и литературные проекты. Наиболее удачные проекты и полученные награды так же нашли своё место в экспозиции.
Прикладная зона музея, где создана уютная досуговая среда, располагающая к творческой работе: вышивке, моделированию и пошиву русского костюма, изготовлению предметов народного быта, оберегов, изучению народных промыслов и ремёсел. В этом отделе работает сменная выставка детских поделок.
Надо сказать, что музей создан и работает на базе библиотеки. Поэтому здесь представлена художественная и научно- популярная литература, справочные и периодические издания, фонотека, фонд видеофильмов, коллекции репродукций картин русских художников. Основное назначение данного отдела - развитие интереса к дальнейшей самостоятельной работе с книгой и другими источниками информации.
На базе музея проводятся уроки по экологии, москвоведению, литературе, истории, работают кружки, собираются окружные и городские методсоветы.
Комплекс школьных музеев дополняет литературно-краеведческий музей «Наследие», который возглавляет учитель русского языка и литературы Теплякова Н.П.
Большое внимание в работе уделяется разработке основ проектной технологии. Примеры некоторых проектов:
«Использование биоиндикации в экологическом мониторинге и моделировании города будущего» (научный руководитель Александрова В.П., автор: Бурцева Мария)
«Исследование психофизиологических особенностей старшеклассников для оптимизации профориентационной работы» (научный руководитель Александрова В.П., автор: Феоктистов Григорий)
«Диагностика желудочно-кишечных заболеваний в СШ № 930 города Москвы и разработка компьютерной программы с целью оптимизации питания школьников» (научные руководители Александрова В.П., Бутрякова Н.П., авторы: Григорьева Мария, Носов Сергей)
«Родник холодный. История и современность» (Научные руководители: Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., авторы: Рябова Елена, Костикова Анна)
«Тёплый Стан в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева» (Научный руководитель Теплякова Н.П., автор Гайдукова О.)
Психологическую основу снижения напряжения учащихся на уроках и переменах дают релаксационные зоны, созданные в учебных кабинетах и физкультминутки.
За истекшие года в рамках экспериментальной площадки было проведено большое количество внеклассных мероприятий экологической и краеведческой направленности. Особое внимание заслуживает встреча- диспут с ветеринарными врачами «Животные в мегаполисе», где не только обсуждались проблемы содержания животных в квартире, но и было проведено обследование многих домашних любимцев. Ребята получили консультацию по вопросам ухода за домашними животными, и обсудили целесообразность приобретения тропических животных. Ветеринарные врачи так же рассказали об инфекционных заболеваниях, разносчиками которых являются бездомные животные, ещё раз напомнив ребятам об ответственности за своих питомцев.
Общественная экологическая деятельность. В школе активно работает детское общественное объединение «Радуга», которое возглавляет зам.директора по воспитательной работе Козинец М.А. В 2006 году ДОО «Радуга » выиграло Грант префекта на развитие, а руководитель экологической секцией Александрова В.П. была удостоена диплома «Лидер года» в конкурсе руководителей общественных организаций.
Лабораторно-полевой экологический практикум «Изучение водных экосистем города».
Учебное пособие. (Практикум рекомендован для проведения лабораторно-полевых занятий и проектной деятельности в старших профильных и предпрофильных экологических классах, а так же в средних и высших специальных учебных заведениях.)
Сдан в печать – Издательство «Владос» (договор №134 от 15.09 06. тираж 10 тыс. экземпляров)
Дни Московского образования на ВВЦ. Конференция о работе школьных музеев. (Доклад Александровой В.П.) 2004 г
Городской методсовет на базе СОШ №930 «Организация работы школьных музеев»2004г
Семинар «Культурологические аспекты деятельности школьных библиотек – новые направления работ» 2006 г
Семинар «Основы здоровьесберегающих технологий» (Выступление д.п.н., зав. лабораторией гигиены образовательных и воспитательных технологий НИИ гигиены здоровья детей и подростков. РАМН Степановой М.И.) 2005 г
Выступления в «Паведниках», 2005-2006 гг.
Cеминар «Ведение музейной документации», октябрь 2006.