Отчёт о работе ГЭП на базе СОШ №930 в сети «Экологическое образование: содержание регионального компонента»

Руководитель: зам. директора по ЭД Александрова Вера Павловна
Телефон рабочий: 338-98-88
Телефон домашний: 402-33-33
Телефон мобильный: 8-903-242-52-66
№ школы: 930
Муниципальный район: «Тёплый Стан»
Адрес школы: ЮЗАО ул. Островитянова 18 к.5. т. 338-98-88, 338-96-88
Адрес электронной почты: sch930@mail.ru (школа)
Сайт: http://ecoschool930.narod.ru./ (в сети экологических школ)

Тема: Использование развивающих и здоровьесберегающих технологий в эколого-этнографическом образовании учащихся

Обоснование: В последние годы в московском образовании наблюдается устойчивая тенденция повышения экологического и этнографического образования учащихся. Приятно отметить, что в школах возрождаются народные праздники и традиции, учителя и ученики отмечают народные праздники Пасхи Масленицы. Экологическая и этнографическая тематика стала предметом изучения многих экспериментальных площадок.

Особенностью нашего эксперимента является не только возрождение национальных традиций и краеведение, а изучение взаимосвязи человека и природы в историческом масштабе, начиная с первых поселений, и по сей день. В таком ракурсе рассматривается воздействие человека на природу и роль природы в его жизни. Именно такой подход к данной теме дает возможность не просто изучить современные экологические проблемы региона, а найти причины их появления. Таким же образом изучаются истоки народных праздников.

Еще один аспект в данном эксперименте заслуживает особого внимания. При очень высокой загруженности современного ученика все инновационные технологии не должны увеличивать нагрузку, поэтому наш эксперимент проводится в режиме здоровьесберегающих и развивающих технологий.

Для реализации всех поставленных целей в школе создан и работает школьный эколого-этнографический музей «Живуны». Благодаря этому можно формировать развивающую социально-культурную среду.

Цель эксперимента: Разработка систем и методик эколого- этнографического образования на основе здоровьесберегающих технологий

Задачи эксперимента:

  1. Создание интегрированных учебных программ, содержащих эколого-этнографический компонент.
  2. Мотивация зколого-этнографического образования через проектную и научно-исследовательскую деятельность.
  3. Создание эколого-этнографического музея и разработка основ музейной педагогики.
  4. Создание классных кабинетов, имеющих релаксационные зоны. Включение здоровьесберегающих компонентов в систему уроков.
  5. Определение и отработка методов диагностики результатов эксперимента.

Участники ЭП в школе и их должностные обязанности:

  1. Александрова В.П. – научный руководитель ЭП, учитель биологии и экологии.
  2. Гуревичева Н.Т. – методист ОМЦ ЮЗОУ, заведующая библиотекой и музеем.
  3. Козинец М.А. – зам.директора по воспитательной работе.
  4. Хлюстова Т.В. – зам. директора по УВР в начальной школе
  5. Петрушина Н.В. – психолог, к.п.н.
  6. Теплякова Н.П. – учитель русского языка и литературы, зав. музеем.
  7. Малютина И.С. – учитель географии и экологии.
  8. Мануйлова Т.С. – учитель химии
  9. Гусакова И.Б. – учитель музыки.
  10. Денисова С.Н. – учитель математики.
  11. Романова Е.А. – учитель информатики.

Участники ЭП (ученики): 1 – 11 классы.

Связь с институтами и организациями:

Основные направления работы

Особенностью нашего эксперимента является эколого-этнографическое образование учащихся с использованием новых развивающих и здоровьесберегающих технологий. К таким технологиям относятся:

  1. Интеграция образовательных дисциплин; изучение экологии и краеведения не только и не столько как предметных наук, а как наук аспектных. Такой подход к образованию даёт возможность снизить учебные нагрузки на учащихся, не понижая уровень образования.

  2. Использование научно-исследовательской и проектной работы в эколого-этнографическом образовании. Данные методики необходимы для развития индивидуальных творческих способностей.

  3. Разработка основ музейной педагогики, которая позволяет сделать эколого-этнографическое образование более интересным, зрелищным, доступным ученику с любым уровнем знаний; даёт возможность проводить деловые игры и создавать проблемно-ролевую ситуацию; широко использовать все виды памяти в обучении. Музейная педагогика повышает мотивацию обучения, возбуждает интерес к самообразованию, воспитывает любовь к родному краю, создаёт благоприятную развивающую культурно-социальную среду.

  4. Введение в структуру урока здоровьесберегающих компонентов и создание в учебных кабинетах релаксационных зон.

Результаты работы:

  1. В нашей школе разработаны и апробируются учебные программы с эколого-этнографическим компонентом по биологии, географии, химии, литературе. Программа по москвоведению и экологии содержат региональный компонент.

    Продолжается разработка новых интегрированных уроков (в 2002 году средняя школа №930 в лице Александровой В. П. делилась опытом проведения интегрированных уроков на Московском педагогическом марафоне учебных предметов.)

    Проведены интегрированные уроки: по экологии, биологии и химии на тему; «Минеральные удобрения и их использование в сельском хозяйстве» (9 класс), по биологии и физкультуре «Работа мышц» (9 класс), по английскому языку и биологии «Чарльз Дарвин. Вклад в науку» (11 класс).

    В настоящее время анализируется более 20 интегрированных уроков, этнографического направления, которые лягут в основу единой учебной программы. Данная программа позволит проводить интегрированные уроки не спонтанно, а в системе.

  2. В школе создан и успешно работает краеведческий музей. В 2003 году эколого-этнографический музей «Живуны» СОШ № 930 стал лауреатом городского конкурса школьных городских музеев, посвящённого 150-летию В.А. Гиляровского, и получил грант Москвы за инновационные технологии в образовании.

    Название музея означает «родник», «источник», «начало чего-либо». Но, кроме символического значения, оно имеет и реальную основу. На территории школы находиться уникальный источник - родник «Холодный». Он почитается местными жителями, изучается и оберегается учениками школы.

    Создание музея было бы невозможным без активного участия всего педагогического коллектива школы, вовлечения в это увлекательное дело, особенно по созданию экспозиции музея, учеников и их родителей.

    Музейное пространство поделено на несколько отделов различных по своему назначению и содержанию.

    1 отдел «Москва сквозь века» состоит из четырёх стендово-витринных экспозиций:

    «Жизнь на Земле» повествует о возникновении и развитии жизни на планете. В основу этого стенда положена геохронологическая таблица, иллюстрированная палеонтологическими, морфологическими и другими доказательствами эволюции.

    «Человек и природа» посвящён теории антропогенеза и рассказывает о «первых шагах» человека по Земле. Уместно отметить, что именно на этом этапе формируется первый опыт существования Человека разумного в окружающей среде, а следовательно, появляются и первые экологические проблемы.

    «Москва сквозь века» показывает и рассказывает о первых поселениях и истории развития древнего города.

    «Моя малая Родина» завершает экспозицию. Знакомясь с этим стендом, можно узнать историю района «Тёплый Стан», получить информацию об его руководителях, а так же изучить флору и фауну. Большое внимание на стенде уделено экологическим проблемам региона.

    2 отдел «Мир московского дома»

    В отделе воссоздан интерьер русской избы с использованием подлинных предметов быта, что даёт представление об укладе жизни русского человека. Здесь можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта. Познавая «через руки»> посетитель чувствует предмет народной культуры как вещь целесообразную, защищающую, помогающую существовать в гармонии с природой. В «русской избе» проводятся «Зимние посиделки» праздники Масленицы, уроки москвоведения и экологии. И, глядя на сидящих за одним столом русских, армянских, грузинских, корейских детей, хочется верить, что понимание и дружба, заложенные в детстве, сохранятся и в будущем.

    Перед тем как перейти в следующий отдел музея надо сказать, что до сих пор посетитель был гостем, который слушал, воспринимал и изучал. А с переходом в другие интерактивные отделы ,его роль становится более деятельной. Достаточно сказать, что следующий 3 отдел называется «Будущее своими руками».3десЬ всем присутствующим задаётся вопрос : «Что бы вы хотели видеть и что бы вы могли сделать для своего района, округа, города?» В начальных классах, например, предлагается повесить свои пожелания (это могут быть рисунки, поделки, «голуби мира» ) на «Дерево желаний», а средние и старшие школьники разрабатывают и представляют к внедрению экологические, этнографические и литературные проекты. Наиболее удачные проекты и полученные награды так же нашли своё место в экспозиции.

    4 отдел «Музейная мастерская»

    Прикладная зона музея, где создана уютная досуговая среда, располагающая к творческой работе: вышивке, моделированию и пошиву русского костюма, изготовлению предметов народного быта, оберегов, изучению народных промыслов и ремёсел. В этом отделе работает сменная выставка детских поделок.

    5 отдел - «Справачно-информационный»

    Надо сказать, что музей создан и работает на базе библиотеки. Поэтому здесь представлена художественная и научно- популярная литература, справочные и периодические издания, фонотека, фонд видеофильмов, коллекции репродукций картин русских художников. Основное назначение данного отдела - развитие интереса к дальнейшей самостоятельной работе с книгой и другими источниками информации.

    На базе музея проводятся уроки по экологии, москвоведению, литературе, истории, работают кружки, собираются окружные и городские методсоветы.

    Комплекс школьных музеев дополняет литературно-краеведческий музей «Наследие», который возглавляет учитель русского языка и литературы Теплякова Н.П.

  3. Большое внимание в работе уделяется разработке основ проектной технологии. Примеры некоторых проектов:

    «Использование биоиндикации в экологическом мониторинге и моделировании города будущего» (научный руководитель Александрова В.П., автор: Бурцева Мария)

    «Исследование психофизиологических особенностей старшеклассников для оптимизации профориентационной работы» (научный руководитель Александрова В.П., автор: Феоктистов Григорий)

    «Диагностика желудочно-кишечных заболеваний в СШ № 930 города Москвы и разработка компьютерной программы с целью оптимизации питания школьников» (научные руководители Александрова В.П., Бутрякова Н.П., авторы: Григорьева Мария, Носов Сергей)

    «Родник холодный. История и современность» (Научные руководители: Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., авторы: Рябова Елена, Костикова Анна)

    «Тёплый Стан в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева» (Научный руководитель Теплякова Н.П., автор Гайдукова О.)

  4. Психологическую основу снижения напряжения учащихся на уроках и переменах дают релаксационные зоны, созданные в учебных кабинетах и физкультминутки.

  5. За истекшие года в рамках экспериментальной площадки было проведено большое количество внеклассных мероприятий экологической и краеведческой направленности. Особое внимание заслуживает встреча- диспут с ветеринарными врачами «Животные в мегаполисе», где не только обсуждались проблемы содержания животных в квартире, но и было проведено обследование многих домашних любимцев. Ребята получили консультацию по вопросам ухода за домашними животными, и обсудили целесообразность приобретения тропических животных. Ветеринарные врачи так же рассказали об инфекционных заболеваниях, разносчиками которых являются бездомные животные, ещё раз напомнив ребятам об ответственности за своих питомцев.

  6. Общественная экологическая деятельность. В школе активно работает детское общественное объединение «Радуга», которое возглавляет зам.директора по воспитательной работе Козинец М.А. В 2006 году ДОО «Радуга » выиграло Грант префекта на развитие, а руководитель экологической секцией Александрова В.П. была удостоена диплома «Лидер года» в конкурсе руководителей общественных организаций.

Внедрение результатов ЭД в образовательную практику:

Печатные работы:

Петрушина Н.В., к.п.н., психолог
  1. Психолого-педагогическое мастерство учителя и социального работника: Программа. - М.: МГУКИ, 1999
  2. Основы практической психологии. Лекции. - М.: МГУКИ, 2000.
  3. Лики любви: Практическая психология. - М.: Рост Книга, 2002. В соавторстве
  4. Валеология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. В соавторстве
  5. Психолого-педагогическая поддержка подростков средствами искусства. Пособие для практических психологов.- М.: АПКиПРО, 2004
Теплякова Н.П. – учитель литературы
  1. «Свет родного дома» «Уроки литературы» №5 – 2006г (приложение к журналу «Литература в школе»)
  2. «От экологии природы к экологии души». «Экологическое образование» №; 2005г
Александрова В.П. Гуревичева Н.Т.(в соавторстве)
  1. Александрова В.П. Гуревичева Н.Т. «Использование краеведческих музеев в эколого-этнографическом образовании учащихся». Экологическое образование. №1 2005 г.
  2. Гуревичева Н. Т. Александрова В.П. «Музей: грани взаимодейсвия.» Сборник ЮЗОУ 2006 год.
Александрова В.П. Гусейнов А.Н. Нифантьева Е.А.

Лабораторно-полевой экологический практикум «Изучение водных экосистем города».

Учебное пособие. (Практикум рекомендован для проведения лабораторно-полевых занятий и проектной деятельности в старших профильных и предпрофильных экологических классах, а так же в средних и высших специальных учебных заведениях.)

Сдан в печать – Издательство «Владос» (договор №134 от 15.09 06. тираж 10 тыс. экземпляров)

Участие в Российских и городских мероприятиях

Дни Московского образования на ВВЦ. Конференция о работе школьных музеев. (Доклад Александровой В.П.) 2004 г

Городской методсовет на базе СОШ №930 «Организация работы школьных музеев»2004г

Семинар «Культурологические аспекты деятельности школьных библиотек – новые направления работ» 2006 г

Участие в окружных мероприятиях

Семинар «Основы здоровьесберегающих технологий» (Выступление д.п.н., зав. лабораторией гигиены образовательных и воспитательных технологий НИИ гигиены здоровья детей и подростков. РАМН Степановой М.И.) 2005 г

Выступления в «Паведниках», 2005-2006 гг.

Cеминар «Ведение музейной документации», октябрь 2006.


Hosted by uCoz