отчёт ГЭП,
за 2009 -2011 г.г.
Данные по ОУ:
ГОУ СОШ №№ 1388 (182) ЦАО;
ГОУ СОШ №№ 692, 221 САО
ЦО№1048, ГОУ СОШ №446 ВАО
ГОУ СОШ № 20, 126, 789, 930, 864,1104 ЮЗАО
ГОУ гимназия №1506 СВАО
ГОУ СОШ № 446 ВАО
ГОУ МГСЮН ДО г. Москвы;
ЦДО «Эврика» ЮЗАО;
ДТДиМ СЗАО «Неоткрытые острова» (Митино).
2. Данные о масштабе и исполнителях экспериментальной работы |
|||||||
2.1 Статус экспериментальной площадки ГЭП – второго уровня |
|||||||
2.2 Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент начальная, основная |
|||||||
2.3 Состав и количество участников эксперимента
2.4 Взаимодействие ОУ с научными и другими организациями – Российская академия образования, Центр психологической дидактики, Центр экологической политики, Общественная палата РФ, Комитет по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ; Российская академия медицинских наук, Научный центр медицинской экологии.
|
Тема ГЭП «Экологическое образование в столичном мегаполисе».
Этап 2 «Экологическая безопасность в городской среде»
Сроки: 2009 – 2011 г.г.
Цель: Разработка и апробация элементов новой модели экологического образования в общеобразовательной школе, заложенной во ФГОС нового поколения - разработка вариативного компонента содержания общего и дополнительного образования в области экологии человека по формированию у обучающихся общеобразовательных умений проектирования экологически безопасной индивидуальной деятельности и социального партнерства в социоприродной среде мегаполиса.
Научные руководители:
Захлебный А.Н., член-корр РАО, д.пед.н., профессор, зав. лаб. ИСМО РАО.
Дзятковская Е.Н., д.б.н., профессор, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО.
Направления экспериментальной работы:
- апробация учебно-методических материалов «Учусь учиться» (1-5 классы), «Учусь общаться» (6-7 классы) (серия – «Экология учебной деятельности»), как средства формирования надпредметных умений экологически безопасной жизнедеятельности в городской среде; повышения экологической грамотности, экологической культуры юного жителя Москвы,
- разработка содержания в области экологической безопасности жителя столичного мегаполиса (вариативный компонент);
- дополнение учебно-методического комплекта «Учусь учиться» (1-5 классы) за счет разработки и апробации новых учебно-методических материалов регионального характера;
- разработка методического обеспечения по реализации разнообразных форм образования в области экологической безопасности жителя в городской среде на системно-деятельностной основе.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
О полученных результатах: Модель со-проектирования инвариантного и вариативного компонентов экологического образования школьников (Дзятковская Е.Н.)
Характеристика: теоретическое обобщение результатов апробации серии УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться», «Учусь общаться») и вариантов проектирования на его основе вариативного компонента общего и дополнительного образования. Принципиально новая модель и разработанная на ее основе методика со-проектирования инвариантного и вариативного компонентов экологического образования школьников, обеспечивающая существенное повышение его общекультурной и развивающей результативности. В основе – система последовательно и преемственно выстроенных учебных задач, проектируемых на основе декомпозиции цели общего экологического образования с учетом особенностей психических новообразований ведущей деятельности учащихся, в т.ч. ключевых противоречий экологического сознания каждого возраста.
Апробация: ГОУ СОШ 20, 221, 692, 789, 930, 1048, 1104, ЦДО «Эврика», МДЭБЦ (МГСЮН).
- Международная конференция «Экологические проблемы глобального мира». Москва, 26 по 27 октября 2009 года;
- Межрегиональная конф. Центрального Федерального округа РФ «Экологическое образование для устойчивого развития». Москва. Окт. 2010 г.;
- V Всероссийская научно-практическая конференция «Спасти и сохранить: Экологическое образование для устойчивого развития». ХМАО. Нижневартовск. 12-14 мая 2010 г.;
- Всеросс. науч-практ конф. по экологическому образованию. Чита. 21 окт. 2010 г..
Где можно познакомиться:
- Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М.: Образование и экология, 2010. – 140 с.
Тиражируемые результаты: печатные материалы: учебное пособие, 1000 экз.
Условия использования: со ссылкой на автора.
Право на продукт: авторские права по авторскому договору.
Условия тиражирования: по согласованию с издательством.
Связи: издательство «Образование и экология», тел. 84954261679.
О полученных результатах: УМК «Экология и здоровье в моей будущей профессии» (авторский коллектив: Гуревич К.Г., Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Фабрикант Е.Г., Червина В.В.; под ред. Е.Н. Дзятковской). – М.: Образование и экология. 2010.
Характеристика: разработано УМК, включающее четыре рабочих тетради: Часть 1. Я выбираю профессию. Часть 2. Моя профессия и экологическая безопасность окружающей среды. Часть 3. Мой здоровый образ жизни в профессии. Часть 4. Устойчивое развитие и социальное партнерство людей разных профессий. В УМК также входят: Хрестоматия для учащихся и Методическое пособие для учителя. Цель УМК: создание учебных ситуаций в целях накопления личного опыта применения общеучебных умений для профессиональной ориентации с учетом требований профессии к индивидуальным качествам и состоянию здоровья специалиста, экологических факторов риска в месте жительства, вклада профессии в решение проблем устойчивого развития местного сообщества и сохранение профессионального здоровья специалиста.
Апробация: ГОУ СОШ 1388, ЦДО «Эврика» ЮЗАО, ГОУ СОШ №№ №№ 102, 126, 199, 611, 865, 930, 20, 864, 1995.
УМК рекомендован учебно-методической комиссией Совета Минобрнауки для предпрофильной, профильной подготовки и профессиональной ориентации, 2010 г.
Где можно познакомиться: Издательство «Образование и экология».
Тиражируемые результаты: печатные материалы: УМК, 1000 экз.
Условия использования: со ссылкой на авторов.
Право на продукт: авторские права по авторскому договору.
Условия тиражирования: по согласованию с издательством.
Связи: издательство «Образование и экология», тел. 84954261679.
О полученных результатах: Экологический практикум «Изучаем экологию города» (авторы - Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А). М.: Бином, 2009. 412 с.
Характеристика: Учебное пособие для учителей. Включает авторские, адаптированные и традиционные практические занятия естественно-научной и социально-гуманитарной направленности.
Апробация: в школах ЮЗАО (1945, 930, 1995, 1161, 1163, 192 и др.);
- Научно-методическая конференция «Модернизация школьного образования и УМК по биологии издательства «Вентана-Граф». Выступление на тему «Формирование экологической культуры. Использование авторского дидактического пособия в основном и дополнительном образовании». Место проведения МИОО. 17.02.09.
- Городская конференция «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационно-развивающего пространства». Выступление на тему «Использование информационного ресурса в экологическом образовании». Место проведения ГОУ СОШ № 930. 12.03. 09.
- Межведомственный координационный совет по непрерывному экологическому образованию в городе Москве «Экологическое образование в условиях модернизации Российского образования». Выступление на тему «Использования информационного ресурса в экологическом образовании». Место проведения департамент образования города Москвы. 15.04.09.
- Городской круглый стол «Формирование целостного системного подхода к сбережению всех ресурсов Земли в образовательных предметах». Выступление на тему «Мониторинг окружающей среды по экологии как система формирования представлений о ресурсосбережении». Место проведения ГОУ ЦО № 2006. 25.09.09.
- Городской круглый стол «Формирование предметных и надпредметных компетенций как основополагающий фактор роста конкурентоспособности выпускников школ» в рамках проведения Года учителя в Москве. Выступление на тему «Лабораторно-полевой экологический практикум «Изучаем экологию города на примере Московского Столичного региона» как инструмент развития надпредметных компетенций». Место проведения МЦКО 18.03.10.
- Девятый Московский педагогический марафон учебных предметов. День учителя биологии. Выступление на тему «Формирование экологической культуры через элективный курс по экологии Москвы». Место проведения Московский государственный лицей № 1535. 1.04.10.
- Совещание директоров района «Тёплый Стан» на тему «Использование поликультурной информационно-развивающей среды в современном образовании в условиях перехода на новые государственные стандарты в образовании (из опыта работы экспериментальных площадок ГОУ СОШ №930)». Место проведения ГОУ СОШ № 930. 21.04.10.
- Дни научно-технического творчества и молодёжных инициатив. Международный выставочный центр «Крокус Экспо» павильон №3, зал 12. 23 – 26 апреля 2010 года.
- Научно-практическая конференция «Школа XXI века», Российская академия образования, ул. Погодинская, д.8. 30. 08.2010.
- Всероссийская конференция «Наша новая школа: грани совершенствования». ГОУ ЦО № 2006, ул. Грина, д. 18, стр. 1. 10.12.10.
Где можно познакомиться: Издательство «Бином».
Тиражируемые результаты: печатные материалы: 2.000 экземпляров.
Условия использования: со ссылкой на авторов.
Право на продукт: авторские права по авторскому договору.
Условия тиражирования: по согласованию с авторами.
Связи: Издательство «Бином», ОМЦ ЮЗУОУ.
О полученных результатах: Школьно-музейный комплекс как средство организации интегрированных уроков экологического содержания (ГОУ СОШ №930).
Характеристика: методические разработки уроков на базе музея, их электронные версии.
Апробация: в ОУ Юго-Западного округа.
Где можно познакомиться:
- Александрова В.П., Короткова О.К. Методическая разработка авторского интегрированного урока по литературе и биологии на деятельностной основе. «Природа: храм или мастерская». Сборник ЮЗОУО «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационно-развивающего пространства (готовимся к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения)». М. 2009., с. 25-32.
- Александрова В.П., Малютина И.С., Копылова И.В. Методическая разработка авторского интегрированного урока по биологии, экологии, географии, ИЗО на системно-деятельностной основе «Кругосветное путешествие Ч.Дарвина». Газета «Биология», издательский дом 1 сентября , 2010.
- Теплякова Н.П. Урок в музее: единство образования и воспитания. Сборник ЮЗОУО «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационно-развивающего пространства (готовимся к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения)». М., 2009, с.43-48.
- Теплякова Н.П. «Формирование экологической культуры на базе школьного музейного комплекса». Сборник ЮЗОУО «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационно-развивающего пространства (готовимся к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения)». М. 2009, с.36-43.
- Гуревичева Н.Т. Чтение как образ жизни. Сборник ЮЗОУО «Проблемы, поиски, находки» №78. М. 2007, с. 3-7.
- Козинец М.А. Гуревичева Н.Т. Чтение как образ жизни.// Школьная библиотека. №9-10. 2007, с. 142-145.
- Теплякова Н.П.«Свет родного дома» // Литература в школе. №5. 2006. с-10-14.
- Теплякова Н.П.«Тютчевская Москва». В мире школьных музеев№1. М., Центр «Школьная книга», 2007, с 87-100.
- Козинец М.А., Гуревичева Н.Т. «Чтение как образ жизни», «ПиК», Вып. 85, 2007, с. 4.
- Гуревичева Н.Т. Здесь нашей Родины начало…В мире школьных музеев. №1., М.: Центр «Школьная книга», 2007, с. 83-86.
- Гуревичева Н.Т. Школьные библиотеки образовательных учреждений ЮЗАО в экспериментальной и инновационной деятельности. Сборник ЮЗОУО, 2009, с. 32-35.
- Александрова В.П. Использование информационного ресурса в экологическом образовании. Сборник ЮЗОУО «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационно-развивающего пространства (готовимся к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения)». М. 2009., с.15-25.
- Гуревичева Н.Т. Школьная библиотека в образовательном пространстве школы. Ав
густовский педсовет. МИОО. М., 2009, М. МИОО. 2009.
- Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., Теплякова Н.П., Зыкова Л.А., Петрушина Н.В. Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики в полиэтнических школах. В мире школьных музеев №2. Центр «Школьная книга», М. 2009., с.108-119.
Тиражируемые результаты: печатные материалы: методика организации школьно-музейной среды как средства проведения интегрированных уроков по экологическому образованию.
Условия использования: использование печатных изданий с соблюдением авторских прав.
Право на продукт: авторские права по авторскому договору.
Условия тиражирования: по согласованию с авторами.
Связи: Издательство «Бином», ОМЦ ЮЗУОУ, Издательский дом 1 сентября.
О полученных результатах: Виртуальная тропа «Прогулки по Тропарёво» (ГОУ СОШ №930).
Характеристика: состав разработки включает
видеофильм - рекомендуется для уроков экологии, географии, москвоведения, классных часов с целью ознакомления и обсуждения экологических проблем района (5-11 кл.);
презентацию;
мультимедийный тест – аппарат контроля знаний и умений (9-11 кл.);
блокнот-памятка для мобильного телефона – средство популяризации экологических знаний через ИКТ (5-9 кл.);
реальная экологическая тропа в "Тропарёво" (в перспективе) - организация уроков и экскурсий в естественной экосистеме (1-11 кл.).
Апробация: образовательные учреждения ЮЗАО.
Где можно познакомиться:
- сайт ГЭП ГОУ СОШ № 930, alexandrova60@mail.ru.
- Александрова В.П, Концептуальные основы современного экологического образования (из опыта работы ГОУ СОШ 930) // Экспериментальная деятельность на Юго-Западе: теория и практика. М., 2009.
Тиражируемые результаты: видеофильм.
Условия использования: тираж СД-дисков.
Право на продукт: авторское право согласно части 4 ГК РФ.
Условия тиражирования: по соглашению с автором.
Связи: ОМЦ ЮЗУОУ, лесничество «Тропарёво», управа «Тёплый Стан», администрация «Экологической тропы на «Воробьёвых горах», Дарвиновский музей.
ОТЧЕТ
ОТЧЕТ НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская
На втором этапе работы ГЭП «Экологическая безопасность в городской среде» участниками опытно-экспериментальной работы были получены новые социально значимые знания по конструированию вариативного компонента экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, актуальными направлениями развития образования «Наша новая школа», городской целевой программой развития образования "Столичное образование - 5" (2009 - 2011 гг.).
Полученные научные и научно-практические результаты представляют интерес с точки зрения апробации положений Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, одобренной Президиумом РАО в 2010 г., а также подходов, содержащихся в проекте Государственной программы развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 гг. Полученные результаты ГЭП конкретизируют и развивают такие направления проекта Программы, как:
1.1.2.1.Сопровождение реализации Федеральных государственных стандартов
1.1.2.2.Внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов, развитие креативности.
1.1.2.3. Внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся
1.1.2.5. Реализация моделей, обеспечивающих поддержку образовательной мотивации и индивидуального выбора, построения индивидуальной образовательной траектории в условиях профильного обучения
1.2. Дополнительное образование детей и молодёжи
1.5. Психологическое оснащение образовательного процесса
1.6.9. Разработка и внедрение программ формирования здорового образа жизни.
1.11. Информатизация
2.2. Стимулирование высокого качества и профессионального развития педагогов
4.4. Развитие инфраструктуры услуг дополнительного образования, включая создание мультицентров на базе образовательных учреждений, предоставляющих расширенный спектр услуг для населения
4.6. Формирование сетевых партнерств инновационных школ, обеспечивающих экспериментальную отработку и распространение в массовую практику новых моделей и технологий образования, способствующих развитию других учреждений
5.1. Привлечение воспитательного ресурса семей для решения задач образования и социализации
5.5. Развитие сотрудничества московской системы образования с системами образования других регионов
Приступая к педагогическому эксперименту, мы исходили из того, что общее образование вносит ведущий вклад в формирование человеческого капитала города, обеспечение качества жизни населения Москвы. Без экологического образования и просвещения, целенаправленных на формирование экологической культуры детей и их родителей, невозможно развитие городской культуры, повышение привлекательности Москвы, обеспечение экологической безопасности и здоровья ее населения, полноценный личностный рост и социализация детей и молодежи.
Согласно современной Концепции, общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий – как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении обществом его экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Экологическое образование – неотъемлемая часть реализации Программ духовно-нравственного развития, социализации и воспитания ФГОС. Поэтому тема ГЭП - «Экологическая безопасность человека в городской среде» рассматривалась не столько в прикладном аспекте, сколько как поле воспитания у обучающихся общегражданских ценностей – патриотизма; гражданственности; национальной безопасности государства, страны, личности; законопослушности и уважения конституциональных прав каждого человека на качество окружающей среды; формирования культуры экологической безопасности как базового условия социализации и реализации творческого потенциала каждой личности.
ГОУ СОШ № 930
930 школа, входящая в ГЭП второго этапа «Экологическая безопасность в городской среде», за 2008-2010 г.г. не только накопила существенный инновационный опыт конкретных организационно-управленческих и научно-практических шагов по подготовке внедрения в школе нового образовательного стандарта, но и создала ресурс трансляции такого опыта не только в округе, но и в городе, а по отдельным разработкам – в других субъектах Федерации.
Как автор УМК «Экология учебной деятельности», хочу отметить исключительно высокий профессиональный уровень его апробации школьным психологом в 2008-2010 гг. Благодаря творческому отношению к делу, в процессе апробации были существенно обогащены методические рекомендации к УМК, определены возможности тренинговой формы экологического образования, позволяющие максимально реализовать его воспитательную и развивающую направленность.
С моей точки зрения, высоко ценным является приобретенный педагогами школы опыт самостоятельного составления, с опорой на разработки РАО, учебных и методических материалов в соответствии с требованиями ФГОС. Такой профессиональный опыт получен на примере конструирования вариативного компонента развивающего образования, но он может быть перенесен и в другие предметы и предметные области.
Особый интерес заслуживает инновационный опыт проектирования учителями интегрированных занятий экологической направленности – на основе литературы, биологии и др.
Показательно, что авторские разработки учителей в области экологического образования, построенного в соответствии с требованиями ФГОС, востребованы даже за пределами Москвы (Лабораторно-полевой практикум «Изучаем экологию города» – колл. авторов под рук. В.П. Александровой; УМК «Основы экологической культуры», авт. ...). Систематически проводимые школой открытые мероприятия неизменно привлекают внимание широкой педагогической общественности. В 2008 году лабораторно-полевой экологический практикум стал призёром Московского городского заочного конкурса методической литературы по эколого-биологическому образованию детей в номинации «Учебная», в 2009 году получил Грант издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» и 2 место в конкурсе, как дополнительное пособие учителям, работающим по программе И. Н. Пономарёвой, удостоен Гранта Москвы в сфере образования - 2009.
Считаю крайне ценным для города также создание на базе ОУ мощнейшего депозитария учебной и методической литературы по экологическому образованию и госстандарту.
Результатами включения вариативного компонента экологического развивающего образования, построенного на основе культуро-центрированной модели, стали: снижение показателей школьной дезадаптации, снижение конфликтности и агрессивности; неуправляемости и расторможенности; повышение показателей эмпатии и идентификации с объектами природы, что является важнейшим показателем уровня развития перцептивно-аффективного компонента субъективного отношения к природе. Вырос уровень познавательной активности, связанный с объектами природы.
Школа сделала существенный шаг к формированию центра культурно – досуговой жизни микрорайона, расширению спектра организации семейной культурно-досуговой деятельности экологической направленности. – Расширилась сеть семейных проектов. На новый уровень вышла организация социально-педагогического партнёрства: «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-ученик-родитель», «образовательное учреждение-социо-природное окружение»: это интегрированные уроки на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подхода, организация семейного чтения («Охота за киловаттами»), организация работы школьного музейного комплекса (эколого-этнографический музей «Живуны» и литературно-краеведческий музей «Наследие»), проведение научно-практических конференций; организация экологической тропы «Прогулки по «Тропарёво» и др.
Убеждена, что коллектив школы подошел в своем профессионализме к тому уровню, за которым его члены могут выступать тьюторами в области экологического развивающего образования для учителей других школ Москвы, а образовательное учреждение может стать ресурсным центром.
Приложение.
Печатные работы учителей ГОУ СОШ № 930 ГЭП «Экологическая безопасность человека в городской среде.
2. Теплякова Н.П.«От экологии природы к экологии души». // Экологическое образование». №4 2005.с. 18-20.
12. Козинец М.А. Гуревичева Н.Т. Чтение как образ жизни.// Школьная библиотека. №9-10. 2007, с. 142-145.
14. Теплякова Н.П.«Свет родного дома» // Литература в школе. №5. 2006. с-10-14.
15. Теплякова Н.П.«Тютчевская Москва». В мире школьных музеев№1. М., Центр «Школьная книга», 2007, с 87-100.
30. Александрова В.П. Использование авторского учебного пособия «Изучаем экологию города» для организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях. Сборник трудов по материалам научно-практической конференции «Наша новая школа»: грани совершенствования». М., 2011., с. 142-148.
31. Александрова В.П., Гусейнов А.Н. Лабораторно-полевой экологический практикум «Изучаем экологию города». // Экологическое образование. №3 2010, с. 50-53.
32. Александрова В.П. Формирование экологической культуры в городе через элективные курсы (из опыта использования авторского дидактического пособия для учителей биологии и экологии). Сборник докладов Третьей научно-практической районной конференции. /Муниципалитет Коньково., М 2011, вып.3, с. 8-14.
33. Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., Петрушина Н.В. Инновации в экологическом образовании. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания № 8 от 16-30 апреля 2011, с. 23-28.
34. Александрова В.П. Использование учебного пособия «Изучаем экологию города» в экологическом образовании и воспитании. Сборник материалов Всероссийского съезда учителей биологии МГУ-СПбГУ 28-30 июня 2011 года. Электронный ресурс, с.1-2.
35. Александрова В.П., Болгова И.В. Непрерывное экологическое образование. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания № 12 от 15 декабря 2010., Издательский дом «Первое сентября», с. 4-7.
36. Александрова В.П., Социально-педагогическое партнёрство. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания № 12 от 15 декабря 2010., Издательский дом «Первое сентября», с.12-17.
37. Александрова В.П., Малютина И.С. «Охота за киловаттами». Ученический семейный проект (Из опыта работы педагогов и учащихся ГОУ СОШ № 930 г. Москвы). // Водородный всеобуч. № 1 (21) 2011. С. – 60-65.
Практикум «Изучаем экологию города»
Получил награды: В 2008 году лабораторно-полевой экологический практикум стал призёром Московского городского заочного конкурса методической литературы по эколого-биологическому образованию детей в номинации «Учебная», в 2009 году получил Грант издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» и 2 место в конкурсе, как дополнительное пособие учителям, работающим по программе И. Н. Пономарёвой, удостоен Гранта Москвы в сфере образования - 2009.
На основе практикума разработаны курсы повышения квалификации:
- Курсы повышения квалификации учителей естественно научного цикла, МИОО на тему «Технологии мониторинга окружающей среды» на базе ГОУ СОШ №930 (2008-2009 уч. год). - Курсы повышения квалификации учителей естественно научного цикла, МИОО на тему «Ресурсосбережение и экологическая безопасность в городе» на базе ГОУ СОШ №930 (2010-2011 уч. год). - Курсы повышения учителей естественно научного цикла, МИОО на тему «Образовательные и воспитательные аспекту ресурсосбережения в современной школе» на базе ГОУ СОШ № 930 (2011 -2012 уч. год).
Представлен на обсуждение:
- Научно-методическая конференция «Модернизация школьного образования и УМК по биологии издательства «Вентана-Граф». Выступление на тему «Формирование экологической культуры. Использование авторского дидактического пособия в основном и дополнительном образовании». Место проведения МИОО. 17.02.09. |
|
- Городская конференция «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационно-развивающего пространства». Выступление на тему «Использование информационного ресурса в экологическом образовании». Место проведения ГОУ СОШ № 930. 12.03. 09. - Межведомственный координационный совет по непрерывному экологическому образованию в городе Москве «Экологическое образование в условиях модернизации Российского образования». Выступление на тему «Использования информационного ресурса в экологическом образовании». Место проведения департамент образования города Москвы. 15.04.09. |
|
- Городской круглый стол «Формирование целостного системного подхода к сбережению всех ресурсов Земли в образовательных предметах».
Выступление на тему «Мониторинг окружающей среды по экологии как система формирования представлений о ресурсосбережении». Место проведения ГОУ ЦО № 2006. 25.09.09.
- Городской круглый стол «Формирование предметных и надпредметных компетенций как основополагающий фактор роста конкурентоспособности выпускников школ» в рамках проведения Года учителя в Москве. Выступление на тему «Лабораторно-полевой экологический практикум «Изучаем экологию города на примере Московского Столичного региона» как инструмент развития надпредметных компетенций». Место проведения МЦКО 18.03.10.
- Девятый Московский педагогический марафон учебных предметов. День учителя биологии. Выступление на тему «Формирование экологической культуры через элективный курс по экологии Москвы». Место проведения Московский государственный лицей № 1535. 1.04.10.
- Совещание директоров района «Тёплый Стан» на тему «Использование поликультурной информационно-развивающей среды в современном образовании в условиях перехода на новые государственные стандарты в образовании (из опыта работы экспериментальных площадок ГОУ СОШ №930)». Место проведения ГОУ СОШ № 930. 21.04.10.
- Дни научно-технического творчества и молодёжных инициатив. Международный выставочный центр «Крокус Экспо» павильон №3, зал 12. 23 – 26 апреля 2010 года.
- Научно-практическая конференция «Школа XXI века», Российская академия образования, ул. Погодинская, д.8. 30. 08.2010.
Использование в экологическом образовании:
Тираж 2000 экз. , 400 выкуплено ЮЗАО – во всех ОУ округа скомплектована или комплектуется библиотечка эколога. По одному экз. раздали школьным библиотекам. По 50 экз. раздали другим округам. Для ознакомления ОМЦ ЮЗАО, РАО, МЦКО, МИОО.
На основании данного практикума учителя ЮЗАО разрабатывают элективные курсы (есть опыт), методика использования практикума в элективных курсах изложена в статье.
Александрова В.П. Элективные курсы для формирования экологической культуры в городе. Издательский дом «Первое сентября». Биология. № 11, 2010.