В последние годы в московском образовании наблюдается устойчивая тенденция повышения экологического и этнографического образования учащихся. Приятно отметить, что в школах возрождаются народные праздники Пасхи и Масленицы. Экологическая и этнографическая тематика стала предметом изучения многих экспериментальных площадок.
Особенностью нашего эксперимента является не только возрождение национальных традиций и краеведение, а изучение взаимосвязи человека и природы в историческом масштабе, начиная с первых поселений, и по сей день. В таком ракурсе рассматривается воздействие человека на природу и роль природы в его жизни. Именно такой подход к данной теме дает возможность не просто изучить современные экологические проблемы региона, а найти причины их появления. Таким же образом изучаются истоки народных праздников.
Ещё один аспект в данном эксперименте заслуживает особого внимания. При очень высокой загруженности современного ученика все инновационные технологии не должны увеличить нагрузку, поэтому наш эксперимент в режиме здоровьесберегающих и развивающих технологий.
Задачи эксперимента:
Особенностью нашего эксперимента является эколого-этнографическое образование учащихся с использованием новых развивающих и здоровьесберегающих технологий. К таким технологиям относятся:
Интеграция образовательных дисциплин; изучение экологии и краеведения не столько как предметы наук, а как наук аспектных. Такой подход к образованию дает возможность снизить учебные нагрузки на учащихся, не понижая уровень образования.
Использование научно-исследовательской и проектной работы в эколого-этнографическом образовании. Данные методики необходимы для развития индивидуальной деятельности.
Музейная педагогика позволяет сделать эколого-этнографическое образование более интересным, зрелищным, доступным ученику с любым уровнем знаний; дает возможность проводить деловые игры и создавать проблемно-ролевую ситуацию; широко использовать все виды памяти в обучении. Музейная педагогика повышает мотивацию обучения, возбуждает интерес к самообразованию, воспитывая интерес к родному краю.
В нашей школе разработаны и опробуются учебные программы с эколого-этнографическим
компонентом по биологии, географии, химии, литературе. Программы по москвоведению и
экологии содержат региональный компонент.
Продолжается разработка новых интегрированных уроков (в 2002 году средняя школа № 930 в
лице Александровой В.П. делилась опытом проведения интегрированных уроков на Московском
педагогическом марафоне учебных предметов).
Проведены интегрированные уроки: по экологии, биологии химии на тему: «Минеральные
удобрения и их использование в сельском хозяйстве» (9 класс), по биологии и физкультуре
«Работа мышц» (9 класс), по английскому языку и биологии «Чарльз Дарвин. Вклад в науку.»
(11 класс).
В настоящее время анализируется более 20 интегрированных уроков этнографического
направления, которые лягут в основу единой учебной программы. Данная программа позволит
проводить интегрированные уроки не спонтанно, а в системе.
В школе создан и работает эколого-этнографический музей «Живуны». И хотя, возраст нашего музея – одни год, мы в этом году получили I место в городском конкурсе краеведческих музеев, посвященном 150-летию со дня рождения В.А.Гиляровского. Членами жюри особенно были отмечены новизна и интерактивность нашего музея. За разработку новых технологий в образовании зав. Школьным музеем Н.Т.Гуревичева была удостоена Гранта г. Москвы.
Учителями-экспериментаторами наполнен большой опыт по исследованию проектной
технологии в основном в дополнительном образовании учащихся. Наши ученики принимают
активное участие как в Окружных, Городских, так и в Российских олимпиадах и конкурсах.
Некоторые наиболее яркие примеры: «Использование биоиндикации в экологическом
мониторинге и моделировании города будущего» (научный руководитель Александрова В.П.,
автор Бурцева Мария). Данный проект исследует количество лишайников района Теплый Стан
ЮЗАО, различающихся по загруженности автотранспортом. В реферате не только выявляются
математические закономерности, но и создается модель города будущего на основе
лихеноиндикации и компьютерных технологий.
Этот проект получил следующие награды:
«Исследование психофизеологических особенностей старшеклассников для оптимизации
профориентационной работы»
(научный руководитель Александрова В.П., автор Феоктистов Григорий).
Целью данного проекта является выявление психофизеологических особенностей школьников для
оказания помощи в выборе будущей профессии. В работе применялись очень интересные
психологические тесты и методики.
Данный проект стал лауреатом IX Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского (2002 г.)
Диагностика желудочно-кишечных заболеваний в СШ № 930 города Москвы и разработка
компьютерной программы с целью оптимизации питания школьников».
(Научные руководители: Александрова В.П., Бутрякова Н.П., авторы: Григорьева Мария,
Носов Сергей, Демидов Дмитрий).
Данный проект проводит глубокие исследования заболеваемости школьников. Авторами
создана компьютерная программа, которая позволяет создавать индивидуальное меню при
различных уровнях загруженности и разном весе.
Исследовательская работа стала Лауреатом Х Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского
(2003 г.)
«Родник холодный. История и современность»
(Научные руководители: Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., авторы: Рябова Елена,
Костикова Анна).
Это интегрированная исследовательская работа, которая изучает историю природного родника,
экологическое состояние воды и её использование. Результатом работы стало составление
проекта экологического паспорта, которого до сих пор не было в Госкомприроде г. Москвы.
Данная работа принимала участие во многих конкурсах: в итоге она стала Лауреатом XII
московской городской научно-практической конференции учащихся «Постижение истории» в
секции историческое краеведение и награждена Дипломом III степени на XII Всероссийской
конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» (2004 г.)
Психологическую основу снижения напряжения у учащихся на уроках и переменах дают релакcационные зоны, созданные в учебных кабинетах и физкультминутки.
За истекшие года в рамках экспериментальной площадки бало проведено большое количество внеклассных мероприятий экологической и краеведческой направленности. Особое внимание заслуживает встреча-диспут с ветеринарными врачами "Животные в мегаполисе", где не только обсуждались проблемы содержания животных в квартире, но и было проведено обследование многих домашних любимцев. Ребята получили консультацию по вопросам ухода за домашними животными и обсудили целесообразность приобретения тропических животных. Ветеринарные врачи также расказали об инфекционных заболеваниях, разносчиками которых являются бездомные животные, ещё раз напомнив ребятам об ответственности за своих питомцев.