Тема: Использование развивающих и здоровьесберегающих технологий в эколого-этнографическом образовании учащихся.

Обоснование: Необходимость данного эксперимента для развития системы образования.

В последние годы в московском образовании наблюдается устойчивая тенденция повышения экологического и этнографического образования учащихся. Приятно отметить, что в школах возрождаются народные праздники Пасхи и Масленицы. Экологическая и этнографическая тематика стала предметом изучения многих экспериментальных площадок.

Особенностью нашего эксперимента является не только возрождение национальных традиций и краеведение, а изучение взаимосвязи человека и природы в историческом масштабе, начиная с первых поселений, и по сей день. В таком ракурсе рассматривается воздействие человека на природу и роль природы в его жизни. Именно такой подход к данной теме дает возможность не просто изучить современные экологические проблемы региона, а найти причины их появления. Таким же образом изучаются истоки народных праздников.

Ещё один аспект в данном эксперименте заслуживает особого внимания. При очень высокой загруженности современного ученика все инновационные технологии не должны увеличить нагрузку, поэтому наш эксперимент в режиме здоровьесберегающих и развивающих технологий.

Цель эксперимента: Разработка систем и методик эколого-этнографического образования на основе здоровьесберегающих технологий.

Задачи эксперимента:

  1. Создание интегрированных учебных программ, содержащих эколого-этнографический компонент.
  2. Мотивация эколого-этнографического образования через проектную деятельность и научно-исследовательскую деятельность.
  3. Создание эколого-этнографического музея и разработка основ музейной педагогики.
  4. Создание классных кабинетов, имеющих релаксационные зоны. Включение здоровьесберегающих компонентов в систему урока.
  5. Определение и отработка методов диагностики результатов эксперимента
Основные направления работы:

Особенностью нашего эксперимента является эколого-этнографическое образование учащихся с использованием новых развивающих и здоровьесберегающих технологий. К таким технологиям относятся:

Результаты работы:
  1. В нашей школе разработаны и опробуются учебные программы с эколого-этнографическим компонентом по биологии, географии, химии, литературе. Программы по москвоведению и экологии содержат региональный компонент.
    Продолжается разработка новых интегрированных уроков (в 2002 году средняя школа № 930 в лице Александровой В.П. делилась опытом проведения интегрированных уроков на Московском педагогическом марафоне учебных предметов).
    Проведены интегрированные уроки: по экологии, биологии химии на тему: «Минеральные удобрения и их использование в сельском хозяйстве» (9 класс), по биологии и физкультуре «Работа мышц» (9 класс), по английскому языку и биологии «Чарльз Дарвин. Вклад в науку.» (11 класс).
    В настоящее время анализируется более 20 интегрированных уроков этнографического направления, которые лягут в основу единой учебной программы. Данная программа позволит проводить интегрированные уроки не спонтанно, а в системе.

  2. В школе создан и работает эколого-этнографический музей «Живуны». И хотя, возраст нашего музея – одни год, мы в этом году получили I место в городском конкурсе краеведческих музеев, посвященном 150-летию со дня рождения В.А.Гиляровского. Членами жюри особенно были отмечены новизна и интерактивность нашего музея. За разработку новых технологий в образовании зав. Школьным музеем Н.Т.Гуревичева была удостоена Гранта г. Москвы.

  3. Учителями-экспериментаторами наполнен большой опыт по исследованию проектной технологии в основном в дополнительном образовании учащихся. Наши ученики принимают активное участие как в Окружных, Городских, так и в Российских олимпиадах и конкурсах.
    Некоторые наиболее яркие примеры: «Использование биоиндикации в экологическом мониторинге и моделировании города будущего» (научный руководитель Александрова В.П., автор Бурцева Мария). Данный проект исследует количество лишайников района Теплый Стан ЮЗАО, различающихся по загруженности автотранспортом. В реферате не только выявляются математические закономерности, но и создается модель города будущего на основе лихеноиндикации и компьютерных технологий.
    Этот проект получил следующие награды:

    «Исследование психофизеологических особенностей старшеклассников для оптимизации профориентационной работы» (научный руководитель Александрова В.П., автор Феоктистов Григорий). Целью данного проекта является выявление психофизеологических особенностей школьников для оказания помощи в выборе будущей профессии. В работе применялись очень интересные психологические тесты и методики.
    Данный проект стал лауреатом IX Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского (2002 г.)

    Диагностика желудочно-кишечных заболеваний в СШ № 930 города Москвы и разработка компьютерной программы с целью оптимизации питания школьников». (Научные руководители: Александрова В.П., Бутрякова Н.П., авторы: Григорьева Мария, Носов Сергей, Демидов Дмитрий). Данный проект проводит глубокие исследования заболеваемости школьников. Авторами создана компьютерная программа, которая позволяет создавать индивидуальное меню при различных уровнях загруженности и разном весе.
    Исследовательская работа стала Лауреатом Х Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского (2003 г.)

    «Родник холодный. История и современность» (Научные руководители: Александрова В.П., Гуревичева Н.Т., авторы: Рябова Елена, Костикова Анна). Это интегрированная исследовательская работа, которая изучает историю природного родника, экологическое состояние воды и её использование. Результатом работы стало составление проекта экологического паспорта, которого до сих пор не было в Госкомприроде г. Москвы.
    Данная работа принимала участие во многих конкурсах: в итоге она стала Лауреатом XII московской городской научно-практической конференции учащихся «Постижение истории» в секции историческое краеведение и награждена Дипломом III степени на XII Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» (2004 г.)

  4. Психологическую основу снижения напряжения у учащихся на уроках и переменах дают релакcационные зоны, созданные в учебных кабинетах и физкультминутки.

  5. За истекшие года в рамках экспериментальной площадки бало проведено большое количество внеклассных мероприятий экологической и краеведческой направленности. Особое внимание заслуживает встреча-диспут с ветеринарными врачами "Животные в мегаполисе", где не только обсуждались проблемы содержания животных в квартире, но и было проведено обследование многих домашних любимцев. Ребята получили консультацию по вопросам ухода за домашними животными и обсудили целесообразность приобретения тропических животных. Ветеринарные врачи также расказали об инфекционных заболеваниях, разносчиками которых являются бездомные животные, ещё раз напомнив ребятам об ответственности за своих питомцев.



Hosted by uCoz